«...Тянет нас вверх»: топос в заключительных строках «Фауста» Гёте


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020- 9-161-168

Полный текст:


Аннотация

В заключительных строках «Фауста» внимание исследователей привлекал прежде всего образ Вечной Женственности (“Das Ewig-Weibliche”), вызвавший массу толкований. Однако с точки зрения “Toposforschung” как филологического метода, разработанного Эрнстом Робертом Курциусом, не менее важна самая последняя строка – «…Тянет нас вверх (Zieht uns hinan)»: она помещает образ Вечной Женственности в исторический ряд вариаций топоса, который выражает представление о некой духовной силе, тянущей человека ввысь. В функции такой силы может выступать надежда (Иоанн Златоуст), мудрость (Гуго Сен-Викторский), правильное умозаключение (анонимное средневековое стихотворение), вечность (Вальтер Шатильонский), анагогический смысл в системе многосмысленного толкования (Абсалон Шпрингирсбахский), Богоматерь (Хильдегарда Бингенская), Иисус Христос (Ансельм Кентерберийский, Жоржетта де Монтене), поэзия (Джованни Боккаччо). Гёте обновляет топос, подставляя в его схему новый образ Вечно-Женственного. Если номинативная часть топоса (обозначение действующей на человека силы) менялась, то предикативная часть (обозначение самого действия) оставалась неизменной: во всех анализируемых примерах, как и в «Фаусте» Гёте, имеется глагол «тянуть/тащить» (латинский trahere, французский tirer, немецкий ziehen), показывающий, что духовное начало обладает материальной мощью.

Об авторе

А. Е. Махов
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Александр Е. Махов, доктор филологических наук

Москва, 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Синило 2013 – Синило Г.В. Концепция Вечной Женственности и каббалистический контекст «Фауста» И.В. Гёте // XXV Пуришевские чтения: Сборник материалов и статей. М.: МПГУ, 2013. С. 66.

2. Curtius 1941 – Curtius E.R. Beiträge zur Topik der mittellateinischen Literatur // Corona Quernea. Festgabe Karl Strecker zum 80. Geburtstag. Leipzig: Hiersemann, 1941. S. 1–14.

3. Curtius 1973 – Curtius E.R. Europäische Literatur und lateinische Mittelalter. 8 Aufl. Bern; München: Francke, 1973.

4. Dreisbach 2004 – Dreisbach E. Hinanziehen // Goethe-Wörterbuch. Band 4. Stuttgart: Kohlhammer, 2004. Sp. 1161.

5. Neumann 1985 – Neumann M. Das Ewig-Weibliche in Goethes “Faust”. Heidelberg: Winter, 1985.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Махов А.Е. «...Тянет нас вверх»: топос в заключительных строках «Фауста» Гёте. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(9(2)):161-168. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020- 9-161-168

For citation: Makhov A.E. “...Draws us upward”. Topos in the final lines of Goethe’s “Faust”. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(9(2)):161-168. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020- 9-161-168

Просмотров: 24

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)