В шутку или всерьез? В поисках автора «Обманутого при дворе»
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-4-30-49
Аннотация
В статье рассматриваются новые аспекты в проблеме установления авторства французского анонимного сочинения второй половины XV в., известного под названием «Обманутый при дворе» (“L’Abuzé en court”). В мировой историографии вопрос автора этого произведения давно оставлен из-за невозможности его решить. До XIX в. автором текста считался король Рене Анжуйский (1409–1480). Впоследствии эта гипотеза была опровергнута филологами, считавшими, что стиль сочинения не соответствует другим произведениям короля. О произведении неизвестно ничего, а сам текст не содержит каких-либо видимых отсылок к его создателю. Однако более широкий взгляд на контекст помогает выявить существенные обстоятельства, актуализирующие давнюю проблему. Из поля зрения исследователей до сих пор выпадали такие важные в идентификации «Обманутого при дворе» аспекты, как игровой характер средневековой культуры (особенно придворно-аристократической), активная литературная и театральная деятельность при дворе короля Рене Анжуйского, в частности чрезвычайно ценимого им шута Трибуле, широкая распространенность сочинения. Эти обстоятельства, рассмотренные воедино, включая события жизни самого короля, позволяют сделать вывод не только о придворном анжуйско-провансальском происхождении текста, но и о влиянии/участии в его создании шута Трибуле.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. П. КрыловаРоссия
Юлия П. Крылова, кандидат исторических наук
119334, Москва, Ленинский просп., д. 32а
Список литературы
1. Гилилов 1997 – Гилилов И.М. Игра о Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса. М.: Международные отношения, 1997. 474 с.
2. Дюфурне 2001 – Дюфурне Ж. Некоторые отличительные черты поколения короля Людовика XI // Пятнадцатый век в европейском литературном развитии / Отв. ред. А.Д. Михайлов. М.: ИМЛИ, Наследие, 2001. С. 189–221.
3. Евдокимова 2001 – Евдокимова Л.В. Проза и стихи во французских прозиметрах XV века // Пятнадцатый век в европейском литературном развитии / Отв. ред. А.Д. Михайлов. М.: ИМЛИ, Наследие, 2001. С. 290–327.
4. Крылова 2015 – Крылова Ю.П. «Обманутый при дворе»: от индивидуального опыта к общей практике? // Повседневные практики Средневековья и Нового времени: от информации уникальной к информации верифицируемой / Под ред. О.И. Тогоевой. М.: ИВИ РАН, 2015. С. 151–168.
5. Крылова 2017 – Крылова Ю.П. Без гнева и печали: Дама-правительница в диалоге с придворным: (XV в.) // Адам и Ева. 2017. Вып. 25. С. 72–90.
6. Ланн 1930 – Ланн Е.Л. Литературная мистификация. М.; Л.: Гос. изд-во, 1930. 232 с.
7. Михайлов 2001 – Пятнадцатый век в европейском литературном развитии / Отв. ред. А.Д. Михайлов. М.: ИМЛИ, Наследие, 2001. 340 с.
8. Bouchet 2003 – Bouchet F. Introduction // René d`Anjou. Le Livre du coeur d’amour épris. Paris: Hachette, 2003. Р. 8–81.
9. Bouchet 2011 – Bouchet F. Introduction au personnage de René d`Anjou: poète ou politique // René d` Anjou, écrivain et mécène (1409–1480) / Éd. par F. Bouchet. Turnhout: Brepols, 2011. P. 13–21.
10. Brown 2019 – Brown A. Huizinga’s Autumn. The Burgundian Court at Play // Rereading Huizinga: Autumn of the Middle Ages, a Century Later / Ed. by P. Arnade, M. Howell and A. van der Lem. Amsterdam: Amsterdam Univ. press, 2019. P. 25–39.
11. De Blieck 2004 – De Blieck E. The Cent Nouvelles Nouvelles, Text and Context: Literatureand history at the court of Burgundy in the fifteenth century. PhD thesis. Glasgow: University of Glasgow, 2004. 638 p.
12. Dubuis 1973a – Dubuis R. Introduction // L’Abuzé en court / Ed. by R. Dubuis. Genève: Droz, 1973. P. 11–55.
13. Dubuis 1973b – L’Abuzé en court / Ed. by R. Dubuis. Genève: Droz, 1973. 226 p.
14. Haug 2009 – Haug H. Le passage de la lecture oralisée à la lecture silencieuse: un mythe? // Le Moyen francais. 2009. Vol. 65. Р. 1–22.
15. Haug 2013 – Haug H. Maistre Pierre de Huron, agille imitateur. Bilan sur les auteurs actifs à la cour de René d`Anjou (1434–1480) // Romania. 2013. T. 131. P. 130–151.
16. Huchon 2006 – Huchon M. Louise Labé, une créature de papier. Genève: Droz, 2006. 489 c.
17. Maddox 2015 – Maddox D. Anti-curial satire in “L’Abuzé en cour” // Romania. 2015. Vol. 133 (1–2). P. 142–173.
18. Muir 1998 – Muir L.R. René d’Anjou and the Theatre in Provence // European Medieval Drama. 1998. Vol. 3. P. 57–72.
19. Parussa 2011 – Parussa G. Théâtre, politique et religion: l’art dramatique à la cour de René d’Anjou // René d’Anjou, écrivain et mécène (1409–1480) / Éd. par F. Bouchet. Turnhout: Brepols, 2011. P. 223–237.
20. Roger 2011 – Roger G. Les Cent Nouvelles Nouvelles: A Linguistic Study of MS Glasgow Hunter 252. PhD thesis. Glasgow: University of Glasgow, 2011. 372 p.
21. Roy 1980 – Roy B. Triboulet, Josseaume et Pathelin à la cour de René d’Anjou // Le Moyen français. 1980. Vol. 7. P. 7–56.
22. Roy 2001 – Roy B. Préhistoire du “Bee!” // Maistre Pierre Pathelin: lectures et contextes. Rennes: Presses universitaires de Rennes, 2001. P. 79–93.
23. Roy 2009 – Roy B. Pathelin: l’hypothèse Triboulet. Orléans: Paradigme, 2009. 170 p.
24. Runnals 1981 – Runnals G. A. René d’Anjou et le theater // Annales de Bretagne et des Pays de l’Ouest. 1981. T. 88. P. 157–180.
25. Van Hemelryck, Haug 2011 – Van Hemelryck T., Haug H. De l’émulation bibliophile à la création auctoriale. La dynamique littéraire à la cour de René d’Anjou // René d’Anjou, écrivain et mécène (1409–1480) / Éd. par F. Bouchet. Turnhout: Brepols, 2011. P. 285–305.
Рецензия
Для цитирования:
Крылова Ю.П. В шутку или всерьез? В поисках автора «Обманутого при дворе». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(4):30-49. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-4-30-49
For citation:
Krylova Yu.P. For fun or seriously? In search of the author of “L’Abuzé en court”. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(4):30-49. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-4-30-49