«Съвьршеная любы вънъ измещеть страхъ»: как боялись древнерусские князья-мученики?


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-4-50-64

Полный текст:


Аннотация

Концепт страха – одно из устойчивых оснований, создающих образ мученика в агиографии. В статье анализируются способы изображения переживаний, которые испытывает святой, готовясь претерпеть мучения. Источниками исследования стали византийские мартирии, чьи переводы были известны в Древней Руси, и оригинальные древнерусские жития. В первой части статьи с точки зрения концепта страха рассматриваются повествования о греческих праведниках. Автор выделяет два типа изображения эмоционального состояния мучеников и определяет принципы, согласно которым создавался рассказ о бесстрашии или храбрости героев. Во второй части статьи анализируются древнерусские произведения. В них прослеживаются те же закономерности, что и в византийских мартириях. Однако в двух источниках из группы житий о князьях-мучениках («Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Михаила Ярославича Тверского») воплощение обозначенных принципов происходит особым образом. Ключевая роль в исследовании изображения переживаний героев отводится анализу библейских цитат, с помощью которых передается страх Бориса и Михаила. Полученные выводы позволяют уточнить наше понимание способов создания образа святого, представленных в византийских переводных житиях, и адаптацию агиографического канона в Древней Руси.


Об авторе

С. А. Борисова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Светлана А. Борисова

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Берман 1982 – Берман Б.И. Читатель жития: (Агиографический канон русского Средневековья и традиция его восприятия) // Художественный язык средневековья / Отв. ред. В.А. Карпушин. М.: Наука, 1982. С. 159–183.

2. Еремин 1966 – Еремин И.П. Литература Древней Руси: (Этюды и характеристики). М.; Л.: Наука, 1966. 262 с.

3. Литвина, Успенский 2006 – Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в XI–XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М.: Индрик, 2006. 904 с.

4. Подскальски 1996 – Подскальски Г. Христианство и богословская литература Киевской Руси (988–1237 гг.) / Пер. А.В. Назаренко; под ред. К.К. Акентьева. СПб.: Византинороссика, 1996. XX, 572 с.

5. Творогов 2008 – Творогов О.В. Переводные жития святых в древнерусской книжности XI–XV вв. // Труды Отдела древнерусской литературы / Отв. ред. Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 2008. Т. 59. С. 115–132.

6. Успенский 2000 – Успенский Б.А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М.: Языки русской культуры, 2000. 128 с.

7. Sciacca 1990 – Sciacca Franklin A. In imitation of Christ: Boris and Gleb and the ritual consecration of the Russian land // Slavic Review. 1990. Vol. 49, no. 2. P. 253–260.

8. Shaikin 2018 – Shaikin A. «Паче радуяся отхожу свѣта сего!»: смерть святого и смерть злодея в древнерусских текстах XI–XII веков // Slavica Wratislaviensia. Wroclaw, 2018. No. 167. С. 47–62.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Борисова С.А. «Съвьршеная любы вънъ измещеть страхъ»: как боялись древнерусские князья-мученики? ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(4):50-64. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-4-50-64

For citation: Borisova S.A. “Perfect love casts out fear”. How did Old Russian princes-martyrs fear? RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(4):50-64. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-4-50-64

Просмотров: 11

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)