Пасть ада во рту Цербера: на Руси конца XVII – начала XVIII в.


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-4-65-75

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена процессу освоения образа Цербера русской культурой Средневековья и раннего Нового времени. Отрывочные сведения о ряде античных персонажей попадают в древнерусские источники под влиянием Византии. Зачастую заимствованные образы были переосмыслены в рамках христианской символики. Один из них, пес Аида Цербер, сделался инфернальным персонажем, стражником или демоном христианского ада. Как собака он был соотнесен с нечистыми животными, мучителями грешников; как трехглавое существо – с драконами и другими легендарными монстрами. Возможно, отголоски сюжета о его укрощении Гераклом проявляются в Синайском патерике, в рассказе об Иоанне Колове и кладбищенской гиене. В начале XVIII в. Россия испытала вторичное влияние античной символики через западноевропейские эмблематические сборники и подобные переводные произведения. Многие экзотические образы были заново открыты русской культурой и наполнялись новым смыслом. Пасть Цербера под влиянием иезуитского театра становится вариантом известного в Древней Руси иконографического образа пасти ада. В пьесах Димитрия Ростовского отправленные в преисподнюю персонажи оказывались во рту чудовищного пса – внутри хитроумного сценического устройства. К концу XVIII в. ад в виде собачьей головы появляется и в народной картинке, лубке.


Об авторе

О. А. Кузнецова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Ольга А. Кузнецова, кандидат филологических наук

119991, Москва, Ленинские горы, д. 1



Список литературы

1. Антонов 2013 – Антонов Д.И. Потешный ад Лжедмитрия, или Монстр на Москвереке // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. Вып. 2. М.: Индрик, 2013. С. 45–56.

2. Антонов 2019 – Антонов Д.И. Цари и самозванцы: борьба идей в России Смутного времени. М.: РГГУ, 2019. 316 с.

3. Антонов, Майзульс 2013 – Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. М.: Неолит, 2013. 240 с.

4. Антонов, Майзульс 2020 – Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. 4-е изд., испр. и доп. М.: Неолит, 2020. 264 с.

5. Горфункель 1965 – Горфункель А.Х. «Пентатеугум» Андрея Белобоцкого: (Из истории польско-русских литературных связей) // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л.: Наука, 1965. Т. 21. С. 39–64.

6. Махов 2014 – Махов А.Е. Эмблематика: макрокосм. М.: Intrada, 2014. 600 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кузнецова О.А. Пасть ада во рту Цербера: на Руси конца XVII – начала XVIII в. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(4):65-75. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-4-65-75

For citation: Kuznetsova O.A. Hellmouth in the jaws of Cerberus. In Russia in the second half of the 17th and beginning of the 18th century RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(4):65-75. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-4-65-75

Просмотров: 1

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)