О пекторали из кургана Толстая Могила: из опыта изучения скифских реликвий греческой работы


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-14-27

Полный текст:




Аннотация

Уникальность и сложность композиции пекторали – золотого украшения из скифского кургана Толстая Могила, IV в. до н. э., позволили исследователям предположить ее исключительную значимость для культуры скифов, так родилось представление о культовой (скифской) роли пекторали, которое развивается в большинстве исследований. Однако нужно констатировать следующее: мы не располагаем сведениями, подтверждающими использование вещи в ритуале. Пектораль была найдена в кургане, но вне самого погребения. Сюжет ее главного фриза может быть соотнесен с древней легендой о происхождении династии македонских царей – Аргеадов. Стиль и технологические особенности пекторали не препятствуют отождествлению Македонии или Северной Греции с местом ее изготовления. «Скифская традиция» в современной науке допускает существование обмена царскими дарами, равно как и военными трофеями, между скифскими и македонскими (греческими) правителями. И все же многое остается неясным. Пектораль не имеет аналогий не только в скифском мире, но и в греческой среде. Несмотря на соответствия ее элементам и техническим приемам в других вещах, пектораль остается особым – и особенным произведением искусства, по-прежнему не превзойденным по сложности замысла и мастерству исполнения.


Об авторе

Е. А. Савостина
Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств
Россия

Елена А. Савостина, доктор искусствоведения

109544, Москва, Товарищеский пер., д. 30



Список литературы

1. Алексеев 2003 – Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии VII–IV вв. до н. э. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2003. 416 с.

2. Бабенко 2013 – Бабенко Л.И. О семантике композиции пекторали из Толстой Могилы // Боспорский феномен: Греки и варвары на Евразийском перекрестке. СПб., 2013. С. 449–454.

3. Бабенко 2018 – Бабенко Л.И. Пектораль или гривна? (о соответствии термина и морфологии украшения) // Stratum: Археология и культурная антропология. 2018. № 3. С. 187–204.

4. Бабенко 2020 – Бабенко Л. Восточнобалканские корни пекторали из Толстой Могилы // Дриновский сборник. София; Харьков: Изд-во БАН «Проф. Мария Дринов», 2020. Т. 13. С. 43–52.

5. Грин 2010 – Грин П. Александр Македонский: Царь четырех сторон света. М.: Центрполиграф, 2010. 304 с.

6. Манцевич 1949 – Манцевич А.П. К вопросу о торевтике в скифскую эпоху // Вестник древней истории. 1949. № 2. С. 196–220.

7. Манцевич 1975 – Манцевич А.П. Изображение «скифов» в ювелирном искусстве античной эпохи // Archeologia. 1975. Т. 26. C. 11–17.

8. Мозолевський 1979 – Мозолевський Б.М. Товста Могила. Київ: Наукова думка, 1979. 252 с.

9. Переводчикова 1994 – Переводчикова Е.В. Язык звериных образов: Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1994. 206 с.

10. Петрухин 2001 – Петрухин В.Я. «Золотое руно»: Св. Георгий и «скифская космограмма» // МИФ. 2001. № 7. С. 147–156.

11. Раевский 1978 – Раевский Д.С. Из области скифской космологии: (Опыт семантической интерпретации пекторали из Толстой Могилы) // Вестник древней истории. 1978. № 1. С. 115–134.

12. Раевский 2006 – Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М.: Языки славянских культур, 2006. 598 с.

13. Русяева 2013 – Русяева М.В. Сюжеты и стиль эллино-скифской торевтики в контексте развития классического искусства Эллады // Боспорский феномен: Греки и варвары на Евразийском перекрестке. СПб., 2013. С. 434–443.

14. Савостина 2001 – Савостина Е.А. «Боспорский стиль» и сюжеты Геродота в пластике Северного Причерноморья // Боспорский рельеф со сценой сражения (Амазономахия?). М.; СПб.: Изд-во ГМИИ им. А.С. Пушкина; Летний сад, 2001. Т. 2. С. 284–303. (Монография о памятнике)

15. Савостина 2014 – Савостина Е.А. Иконография скифской битвы и «боспорский стиль»: новый повод для обсуждения проблемы // Таврические студии: Исторические науки. № 6. Симферополь, 2014. С. 32–40.

16. Савостина 2019 – Савостина Е.А. Несколько заметок о пекторали из кургана Толстая Могила: вопросы атрибуции и культурной принадлежности // Боспорские исследования. 2019. Вып. 39. С. 58–88.

17. Шахермайр 1986 – Шахермайр Ф. Александр Македонский. М.: Наука, 1986. 384 с.

18. Andronikos 1992 – Andronikos M. Vergina: The Royal Tombs and the ancient City. Athens. Ekdotike Athenon S.A., 1992. 244 p.

19. Franks 2012 – Franks H.M. Hunters, Heroes, Kings. The Frieze of Tomb II at Vergina. Princeton: The American School of Classical Studies at Athens, 2012. 158 p. (Ancient Art and Architecture in Context; 3)

20. Hatzoupoulos 2011 – Hatzoupoulos M.B. Macedonia and Macedonians // Brill’s Companion to Ancient Macedonia. Studies in the Archaeology and History of Macedon, 650 BC – 300 AD / Ed. by R.J. Lane Fox. Leiden: Brill. 2011. No. 5. 707 p.

21. Meyer – Meyer C. Greco-Scythian art and the Berth of Eurasia. From Classical Antiquity to Russian Modernity. Oxford: University Press, 2013. 431 p.

22. Tsigarida 2003 – Tsigarida E.-B. Yewellery from the Geometric period to Late Antiquity (9th c. BC – 4th c. AD) // Greek Yewellery. Athens: Archaeological Receipts Fund, 2003. P. 20–23.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Савостина Е.А. О пекторали из кургана Толстая Могила: из опыта изучения скифских реликвий греческой работы. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(6):14-27. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-14-27

For citation: Savostina E.A. Concerning the pectoral from the burial mound Tolstaya Mogila. Based on the study of Scythian relics of Greek work. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(6):14-27. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-14-27

Просмотров: 219

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)