Тема «Благовещения» в раннехристианском искусстве


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-28-41

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена рассмотрению начального этапа формирования иконографии «Благовещения». Несмотря на широкое распространение этого сюжета в Средние века, от самого раннего периода дошло крайне мало примеров. Исходя из сохранившегося материала, можно утверждать, что изображения благовестия Марии приобретают полноценное художественное воплощение только к V в. Ранние примеры «Благовещения» позволяют проследить основные этапы формирования иконографического канона и выявить характерные особенности изображений одного из важнейших событий христианской истории. Предлагаемое исследование направлено на рассмотрение влияния апокрифов и раннехристианской богословской традиции на данный сюжет. Оно также позволяет раскрыть значение рассматриваемого материала для изучения становления культа Богоматери.


Об авторе

М. А. Лидова
Институт философии и права Сибирского отделения РАН
Россия

Мария А. Лидова, кандидат искусствоведения

630090, Новосибирск, ул. Николаева, д. 8



Список литературы

1. Ванюков и др. 2009 – Ванюков С.А., Желтов М.С., Фельми К.Х., Квилидзе Н.В. Благовещение // Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия. Т. 5. С. 254–268.

2. Петров 2017 – Петров В.В. Душа, облачающаяся в тела, душа, ткущая тела // ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. 2017. Т. 11. Вып. 1. С. 166–176.

3. Baldini Lippolis 2003 – Baldini Lippolis I.S. Lorenzo in Cesarea e il problema di lettura iconografica del sarcofago Pignatta // 1983–1993. Dieci anni di archeologia cristiana in Italia. Atti del VII Congresso nazionale di archeologia cristiana. Cassino: Università di studi di Cassino, 2003. Vol. 1. P. 225–240.

4. Bisconti 2003 – Bisconti F. Il restauro dell’ipogeo di via Dino Compagni. Nuove idee per la lettura del programma decorativo del cubicolo “A”. Città del Vaticano: I.G.E.R. srl, 2003. 105 p.

5. Brenk 1975 – Brenk B. Die frühchristlichen Mosaiken in S. Maria Maggiore zu Rom. Wiesbaden: Steiner, 1975. 188 p.

6. Constas 2003 – Constas N. Proclus of Constantinople and the cult of the Virgin in late antiquity. Leiden; Boston: Brill, 2003. 450 p.

7. De Spirio 1996 – De Spirito G. L’Annonciation de Sainte-Marie-Majeure. Image apocryphe? // Apochrypha. Revue Internationale des Littératures Apocryphes. International journal of Apochryphal litterature. 1996. Vol. 7. P. 273–292.

8. Février 1959 – Février P.-A. Les peintures de la catacombe de Priscille; deux scènes relatives à la vie intellectuelle // Mélanges de l’École Franςaise de Rome. Antiquité. 1959. No. 71. P. 301–319.

9. Lidova 2015 – Lidova M. The Imperial Theotokos. Revealing the concept of early Christian imagery in Santa Maria Maggiore in Rome // Convivium. 2015. Vol. 2/2. P. 60–81.

10. Maguire, Terry 2007 – Maguire H., Terry A. Dynamic splendor. The Wall Mosaics in the Cathedral of Eufrasius at Poreč. Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 2007. XIII, 224 p.

11. Martin 2001 – Martin T. The development of Winged Angels in Early Christian art // Espacio, Tiempo y Forma. Historia del Arte. 2001. T. 14. P. 11–29.

12. Mazzei 1999 – Mazzei B. Il cubicolo dell’Annunciazione nelle catacombe di Priscilla. Nuove osservazioni alla luce dei recenti restauri // Rivista di Archeologia Cristiana. 1999. No. 75. P. 233–280.

13. Papastavrou 2007 – Papastavrou H. Recherche iconographique dans l’art byzantin et occidental du XIe au XVe siècle: l’Annonciation. Venise: Institut hellénique d’études byzantines at post-byzantine de Venise, 2007. 524 p.

14. Steigerwald 2016 – Steigerwald G. Die frühchristlichen Mosaiken des Triumphbogens von S. Maria Maggiore in Rom: Regensburg, Schnell & Steiner, 2016. 239 S.

15. Taylor 2014 – Taylor C.G. Burial threads. A late antique textile and the iconography of the Virgin annunciate spinning // Greek and Roman textiles and dress. An interdisciplinary anthology / Ed. by M. Harlow, M.-L. Nosch. Oxford: Oxbow Books, 2014. P. 399–414.

16. Taylor 2018 – Taylor C.G. Late antique images of the Virgin annunciate spinning. Allotting the scarlet and the purple. Leiden; Boston: Brill, 2018. XIV, 240 p.

17. Williamson 1986 – Williamson P. The Medieval treasury. The art of the middle ages in the Victoria and Albert Museum. London: Victoria & Albert Museum, 1986. 248 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лидова М.А. Тема «Благовещения» в раннехристианском искусстве. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(6):28-41. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-28-41

For citation: Lidova M.A. The Annunciation in Early Christian art. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(6):28-41. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-28-41

Просмотров: 188

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)