Автопортреты Беноццо Гоццоли в капелле Волхвов во флорентийском палаццо Медичи-Риккарди
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-104-114
Аннотация
Выполненная Беноццо Гоццоли живописная декорация капеллы Волхвов (1459–1460 гг., палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция) насчитывает около 150 изображений людей, среди которых можно увидеть и самого художника. В отечественной литературе, посвященной этому фресковому циклу, упоминается лишь один автопортрет Беноццо – в красной шапочке, на которой указано его имя. Он находится в свите молодого волхва, большей частью состоящей из Медичи, негласных правителей города, и их приближенных. Между тем, на противоположной стене капеллы мастер написал себя еще два раза. В настоящей статье проанализированы психологические особенности всех трех автопортретов Беноццо Гоццоли, связанные, в том числе, с ростом самосознания художника, их композиционное расположение и стоящие за всем этим смыслы.
Ключевые слова
Об авторе
Е. И. ТаракановаРоссия
Екатерина И. Тараканова
119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21
Список литературы
1. Головин 2003 – Головин В.П. Мир художника раннего итальянского Возрождения. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 285 с.
2. Мастера искусства об искусстве 1966 – Мастера искусства об искусстве. Т. 2: Эпоха Возрождения / Под ред. А.А. Губера, В.Н. Гращенкова. М.: Искусство, 1966. 397 с.
3. Acidini Luchinat 1993 – Benozzo Gozzoli: la Cappella dei Magi / a cura di Acidini Luchinat C. Milano: Electa, 1993. 387 p.
4. Bellini 1998 – Bellini M. La Cappella dei Magi nel Palazzo Medici-Riccardi // Cappelle del Rinascimento a Firenze. Firenze: Editore Becocci, 1998. P. 47–58.
5. Cardini 2004 – Cardini F. Die Heiligen Drei Könige im Palazzo Medici. Firenze: Mandragora, 2004. 96 p.
6. Cole Ahl 1996 – Cole Ahl D. Benozzo Gozzoli. New Haven; London: Yale University Press, 1996. 340 p.
7. Grote 1964 – Grote A. A Hitherto Unpublished Letter on Benozzo Gozzoli’s Frescoes in the Palazzo Medici-Riccardi // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1964. Vol. 27. P. 321–322.
8. Klamt 2011 – Klamt J.-C. Opus Benotii: Ein Versuch zu Benozzo Gozzolis Selbstporträt in Florenz // Kunstgeschichte. Open Peer Reviewed Journal, 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kunstgeschichte-ejournal.net/138/ (дата обращения 10.04. 2021).
9. Rejaie 2006 – Rejaie A.M. Defining artistic identity in the Florentine Renaissance. Vasari, embedded self-portraits, and the patron’s role. Ph. D. Thesis. University of Pittsburgh. 2006. 271 p.
10. Roettgen 1996 – Roettgen S. Wandmalerei der Frührenaissance in Italien. Bd. 1. Anfänge und Entfaltung, 1400–1470. München: Hirmer Verlag GmbH, 1996. 462 S.
11. Solum 2008 – Solum S. Attributing influence. The problem of female patronage in fifteenth-century Florence // The Art Bulletin. 2008. Vol. 90. No. 1. P. 76–100.
Рецензия
Для цитирования:
Тараканова Е.И. Автопортреты Беноццо Гоццоли в капелле Волхвов во флорентийском палаццо Медичи-Риккарди. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(6):104-114. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-104-114
For citation:
Tarakanova E.I. Self-portraits of Benozzo Gozzoli in the Chapel of the Magi in the Palazzo Medici Riccardi in Florence. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(6):104-114. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-104-114