Иллюзия и реальность в портретах Георга Пенца
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-127-138
Аннотация
Живописные портреты Георга Пенца – одна ярких страниц творчества мастера. В 1540-х гг., вернувшись из второй итальянской поездки, художник становится ведущим портретистом нюрнбергской знати и обращается к типу монументального большеформатного портрета, включавшего в себя элементы жанровой живописи. Окружавший модель богатый антураж давался Пенцем с присущей немецкому ренессансному искусству верностью натуре и являлся не только демонстрацией социального статуса и благосостояния модели, но и мастерства художника. Одновременно изображение наделялось свойственными эстетике маньеризма смысловыми и оптическими аллюзиями, помимо прочего, указывающими на просвещенность и утонченный вкус портретируемого. Иллюзия и реальность, перекликаясь, создавали определенное символическое поле, внутри которого следует понимать картину. Эта тенденция найдет свое продолжение в живописи XVII в.
Об авторе
Н. А. ИстоминаРоссия
Надежда А. Истомина, кандидат искусствоведения
119019, Москва, Волхонка, д. 12
Список литературы
1. Панофский 2004 – Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». СПб.: Азбука-классика, 2004. 336 с.
2. Aikema, Brown 1999 – Renaissance Venice and the North. Crosscurrents in the time of Durer, Bellini, and Titian / Ed. by B. Aikema and B.L. Brown. London: Thames and Hudson, 1999. 703 р.
3. Dyballa 2014 – Dyballa K. Georg Pencz. Künstler zu Nürnberg. Berlin: Deutscher Verlag für Kunstwissenschaft, 2014. 484 S.
4. Gmelin 1966 – Gmelin H.G. Georg Pencz als Maler // Müncher Jahrbuch der bildenden Kunst. 1966. Bd. 17. S. 49–126.
5. Hausschild 2004 – Hausschild S. Spiegelbild und Schatten. Bildnisse des Sebald Schirmer und des Jakob Hofmann von Georg Pencz // Anzeiger des Germanischen Nationalmuseums. Nürnberg: Verlag des Nationalmuseums, 2004. S. 105–114.
6. Löcher 1997 – Löcher K. Die Gemälde des 16. Jahrhunderts. Germanisches Nationalmuseum Nürnberg. Nürnberg: Germanisches Nationalmuseum, 1997. 661 S.
7. Schnekerburger-Broschek 1997 – Schnekerburger-Broschek A. Altdeutsche Malerei. Staatliche Museen Kassel. Die Tafelbilder und Altäre des XIV. Bis XVI. Jahrhunderts in der Gemäldegalerie Alte Meister und im Hessischen Landesmuseum Kassel. Eurasburg: Edition Minerva, 1997. 326 S.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Истомина Н.А. Иллюзия и реальность в портретах Георга Пенца. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(6):127-138. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-127-138
For citation: Istomina N.A. Illusion and reality in the portraits by Georg Pencz. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(6):127-138. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-127-138
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.