Иллюзия и реальность в портретах Георга Пенца


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-127-138

Полный текст:




Аннотация

Живописные портреты Георга Пенца – одна ярких страниц творчества мастера. В 1540-х гг., вернувшись из второй итальянской поездки, художник становится ведущим портретистом нюрнбергской знати и обращается к типу монументального большеформатного портрета, включавшего в себя элементы жанровой живописи. Окружавший модель богатый антураж давался Пенцем с присущей немецкому ренессансному искусству верностью натуре и являлся не только демонстрацией социального статуса и благосостояния модели, но и мастерства художника. Одновременно изображение наделялось свойственными эстетике маньеризма смысловыми и оптическими аллюзиями, помимо прочего, указывающими на просвещенность и утонченный вкус портретируемого. Иллюзия и реальность, перекликаясь, создавали определенное символическое поле, внутри которого следует понимать картину. Эта тенденция найдет свое продолжение в живописи XVII в.


Об авторе

Н. А. Истомина
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Россия

Надежда А. Истомина, кандидат искусствоведения

119019, Москва, Волхонка, д. 12



Список литературы

1. Панофский 2004 – Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». СПб.: Азбука-классика, 2004. 336 с.

2. Aikema, Brown 1999 – Renaissance Venice and the North. Crosscurrents in the time of Durer, Bellini, and Titian / Ed. by B. Aikema and B.L. Brown. London: Thames and Hudson, 1999. 703 р.

3. Dyballa 2014 – Dyballa K. Georg Pencz. Künstler zu Nürnberg. Berlin: Deutscher Verlag für Kunstwissenschaft, 2014. 484 S.

4. Gmelin 1966 – Gmelin H.G. Georg Pencz als Maler // Müncher Jahrbuch der bildenden Kunst. 1966. Bd. 17. S. 49–126.

5. Hausschild 2004 – Hausschild S. Spiegelbild und Schatten. Bildnisse des Sebald Schirmer und des Jakob Hofmann von Georg Pencz // Anzeiger des Germanischen Nationalmuseums. Nürnberg: Verlag des Nationalmuseums, 2004. S. 105–114.

6. Löcher 1997 – Löcher K. Die Gemälde des 16. Jahrhunderts. Germanisches Nationalmuseum Nürnberg. Nürnberg: Germanisches Nationalmuseum, 1997. 661 S.

7. Schnekerburger-Broschek 1997 – Schnekerburger-Broschek A. Altdeutsche Malerei. Staatliche Museen Kassel. Die Tafelbilder und Altäre des XIV. Bis XVI. Jahrhunderts in der Gemäldegalerie Alte Meister und im Hessischen Landesmuseum Kassel. Eurasburg: Edition Minerva, 1997. 326 S.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Истомина Н.А. Иллюзия и реальность в портретах Георга Пенца. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(6):127-138. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-127-138

For citation: Istomina N.A. Illusion and reality in the portraits by Georg Pencz. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(6):127-138. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-127-138

Просмотров: 121

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)