Мир стал меньше. Памяти Андрея Каравашкина


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-7-12-17

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена памяти филолога и историка, профессора РГГУ Андрея Витальевича Каравашкина (1964–2021). Рассматривается его научная деятельность. Отмечаются ее главные результаты: участие в обосновании методологии исторической феноменологии, включающей в себя новаторские идеи о «беспредпосылочной герменевтике», разработка концепции «царской жертвы» и ее роль в становлении идеологии самодержавной власти в средневековой Руси. Каравашкин внес большой вклад в изучение истории и культуры Московской Руси, сочинений Ивана Пересветова, Ивана Грозного, Андрея Курбского. В книге «Литературный обычай Древней Руси» им была предложена оригинальная концепция развития древнерусской литературы. Подчеркивается важность исследований А.В. Каравашкина в гуманитарной науке, синтезирующей исторические и филологические области знания.


Об авторе

А. И. Филюшкин
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Александр И. Филюшкин, доктор исторических наук, профессор, Институт истории

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9



Список литературы

1. Заседания 1992 – Заседания Общемосковского семинария исследователей Древней Руси: 1991–1992 гг. // Герменевтика древнерусской литературы: Сборник 3 / Отв. ред. А.Н. Ужанков. М., 1992. С. 474–478.

2. Исаев 2013 – Исаев Д.П. Источниковедение культуры, или Феноменологический метод в современной российской историографии // Клио. 2013. № 12. С. 142– 145.

3. Каравашкин 2000а – Каравашкин А.В. Единственная реальность: о методологических спорах нашего времени // Россия XXI. 2000. № 6. С. 121–139.

4. Каравашкин 2000b – Каравашкин А.В. Харизма царя: Средневековая концепция власти как предмет семиотической интерпретации // Одиссей: Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 257–275.

5. Каравашкин, Филюшкин 2000 – Каравашкин А.В., Филюшкин А.И. События и лица Священной истории в посланиях Ивана Грозного и Андрея Курбского // Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб.: Фонд по изучению истории Русской Православной церкви во имя Святителя Димитрия Ростовского, 2000. С. 84–92.

6. Каравашкин 2003 – Каравашкин А.В. Необратимость источниковой реальности // Россия XXI. 2003. № 4. С. 124–133.

7. Каравашкин, Юрганов 2003 – Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Опыт исторической феноменологии: трудный путь к очевидности. М.: РГГУ, 2003. 381 с.

8. Каравашкин 2005а – Каравашкин А.В. Библейские тематические ключи: Пределы верификации // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. М., 2005. Т. 3. С. 375–381.

9. Каравашкин 2005b – Каравашкин А.В. Междисциплинарный подход к исследованию библейских тематических ключей // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2005. № 3 (21). С. 38–39.

10. Каравашкин, Юрганов 2005 – Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Регион Докса. Источниковедение культуры. М.: РГГУ, 2005. 209 с.

11. Каравашкин 2006 – Каравашкин А.В. Власть мучителя. Конвенциональные модели тирании в русской истории XI–XVII вв. // Россия XXI. 2006. № 4. С. 62–109. Каравашкин 2007 –

12. Каравашкин А.В. Лабиринты центонно-парафразного метода // Источниковедение культуры: Альманах / Отв. ред., сост.: А.Л. Юрганов. М.: РГГУ, 2007. С. 374–381.

13. Кром 2004 – Кром М.М. «Зрячий миф», или Парадоксы «исторической феноменологии» // Новое литературное обозрение. 2004. № 4 (68). С. 309–319.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Филюшкин А.И. Мир стал меньше. Памяти Андрея Каравашкина. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(7):12-17. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-7-12-17

For citation: Filyushkin A.I. The world has become less. In memory of Andrei Karavashkin. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(7):12-17. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-7-12-17

Просмотров: 32

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)