«Всё, чего они касаются, плавится»: художник Штраух Т. Бернхарда и иезуит Нафта Т. Манна
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-8-112-121
Аннотация
Настоящая статья посвящена сравнительному анализу образов художника Штрауха, героя романа Т. Бернхарда «Стужа», и иезуита Нафты, героя «Волшебной горы» Т. Манна. Такой исследовательский ракурс обусловлен тем обстоятельством, что к этим фигурам восходят многие характерные для творчества австрийского и немецкого классиков лейтмотивы, такие как: кризис субъекта и поиск Самости, амбивалентное бытие художника, тема отказа от карьеры, тема болезни и смерти. Сравнительный анализ образов Штрауха и Нафты позволяет пролить дополнительный свет на специфику рецепции Т. Бернхардом творчества Т. Манна, а также расширить представление о художественном своеобразии востребованного романом XX в. героя-«антивоспитателя». В то время, как различия между художником и иезуитом имеют преимущественно формальный характер, их сходства обнаруживают концептуальную системную основу. Штрауха и Нафту роднит Ungrund (безосновность): оба охотно апеллируют к «дологическому», оба склонны к интроверсии, мизантропии и нигилизму. Подчеркивается, что переживаемый Штраухом и Нафтой внутренний конфликт позволяет им гораздо тоньше ощущать драматизм «духовной ситуации времени». Не отрицая саморазрушительной интеллектуально-идеологической ориентации Штрауха и Нафты, автор статьи приходит к выводу о необходимости акцентирования конструктивного в познавательном отношении потенциала их проблематизирующей «педагогики».
Об авторе
Д. А. БеляковРоссия
Дмитрий А. Беляков, кандидат филологических наук,
119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38
Список литературы
1. Бондарев 2008 – Бондарев А.П. Катарсическая функция метели в русской и западноевропейской литературе XIX–ХХ вв. // Вестник Лит. ин-та им. А.М. Горького. 2008. № 1. С. 155–165
2. Бондарев 2014 – Бондарев А.П. К истории гуманизма: взгляд из XXI века // Вестник Моск. гос. лингвист. ун-та. 2014. № 11 (697). С. 21–36.
3. Жеребин 2011 – Жеребин А.И. Вертикальная линия: Венский модерн в смысловом пространстве русской культуры. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2011. 536 с.
4. Котелевская 2014 – Котелевская В.В. «Негативная диалектика» искусства в романах Томаса Бернхарда // XLII Междунар. филол. конф., Санкт-Петербург, 11–16 марта 2013 г.: Избр. тр. СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2014. C. 188–197.
5. Котелевская 2018 – Котелевская В.В. Томас Бернхард и модернистский метароман. Ростов н/Д.; Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2018. 352 с.
6. Fest 1981 – Fest J. Betrachtung über einen Unpolitischen: Thomas Mann und die Politik // Merkur. 1981. No. 8 (399). S. 83–90.
7. Koller 1973 – Koller E. Beobachtungen eines Zauberberg-Lesers zu Thomas Bernhards Roman Frost // Amsterdamer Beiträge zur neueren Germanistik. 1973. Bd. 2. S. 107–136.
8. Kurzke 2010 – Kurzke H. Thomas Mann. Epoche – Werk – Wirkung. München: C.H. Beck Verlag, 2010. 349 S.
9. Mayer 1974 – Mayer G. Zum deutschen Antibildungsroman // Jahrbuch der RaabeGesellschaft. 1974. No. 15. S. 41–64.
10. Watroba 2021 – Watroba K. Reluctant Readers on Mann’s Magic Mountain (Ida Herz Lecture 2020) // Publications of the English Goethe Society. 2021. Vol. 90. No. 2. P. 146–162.
Рецензия
Для цитирования:
Беляков Д.А. «Всё, чего они касаются, плавится»: художник Штраух Т. Бернхарда и иезуит Нафта Т. Манна. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;1(8):112-121. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-8-112-121
For citation:
Belyakov D.A. “Was sie anrühren, schmilzt”. Thomas Bernhard’s painter Strauch and Thomas Mann’s Jesuit Naphta. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;1(8):112-121. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-8-112-121