«Всё, чего они касаются, плавится»: художник Штраух Т. Бернхарда и иезуит Нафта Т. Манна


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-8-112-121

Полный текст:




Аннотация

Настоящая статья посвящена сравнительному анализу образов художника Штрауха, героя романа Т. Бернхарда «Стужа», и иезуита Нафты, героя «Волшебной горы» Т. Манна. Такой исследовательский ракурс обусловлен тем обстоятельством, что к этим фигурам восходят многие характерные для творчества австрийского и немецкого классиков лейтмотивы, такие как: кризис субъекта и поиск Самости, амбивалентное бытие художника, тема отказа от карьеры, тема болезни и смерти. Сравнительный анализ образов Штрауха и Нафты позволяет пролить дополнительный свет на специфику рецепции Т. Бернхардом творчества Т. Манна, а также расширить представление о художественном своеобразии востребованного романом XX в. героя-«антивоспитателя». В то время, как различия между художником и иезуитом имеют преимущественно формальный характер, их сходства обнаруживают концептуальную системную основу. Штрауха и Нафту роднит Ungrund (безосновность): оба охотно апеллируют к «дологическому», оба склонны к интроверсии, мизантропии и нигилизму. Подчеркивается, что переживаемый Штраухом и Нафтой внутренний конфликт позволяет им гораздо тоньше ощущать драматизм «духовной ситуации времени». Не отрицая саморазрушительной интеллектуально-идеологической ориентации Штрауха и Нафты, автор статьи приходит к выводу о необходимости акцентирования конструктивного в познавательном отношении потенциала их проблематизирующей «педагогики».


Об авторе

Д. А. Беляков
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Дмитрий А. Беляков, кандидат филологических наук, 

119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38



Список литературы

1. Бондарев 2008 – Бондарев А.П. Катарсическая функция метели в русской и западноевропейской литературе XIX–ХХ вв. // Вестник Лит. ин-та им. А.М. Горького. 2008. № 1. С. 155–165

2. Бондарев 2014 – Бондарев А.П. К истории гуманизма: взгляд из XXI века // Вестник Моск. гос. лингвист. ун-та. 2014. № 11 (697). С. 21–36.

3. Жеребин 2011 – Жеребин А.И. Вертикальная линия: Венский модерн в смысловом пространстве русской культуры. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2011. 536 с.

4. Котелевская 2014 – Котелевская В.В. «Негативная диалектика» искусства в романах Томаса Бернхарда // XLII Междунар. филол. конф., Санкт-Петербург, 11–16 марта 2013 г.: Избр. тр. СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2014. C. 188–197.

5. Котелевская 2018 – Котелевская В.В. Томас Бернхард и модернистский метароман. Ростов н/Д.; Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2018. 352 с.

6. Fest 1981 – Fest J. Betrachtung über einen Unpolitischen: Thomas Mann und die Politik // Merkur. 1981. No. 8 (399). S. 83–90.

7. Koller 1973 – Koller E. Beobachtungen eines Zauberberg-Lesers zu Thomas Bernhards Roman Frost // Amsterdamer Beiträge zur neueren Germanistik. 1973. Bd. 2. S. 107–136.

8. Kurzke 2010 – Kurzke H. Thomas Mann. Epoche – Werk – Wirkung. München: C.H. Beck Verlag, 2010. 349 S.

9. Mayer 1974 – Mayer G. Zum deutschen Antibildungsroman // Jahrbuch der RaabeGesellschaft. 1974. No. 15. S. 41–64.

10. Watroba 2021 – Watroba K. Reluctant Readers on Mann’s Magic Mountain (Ida Herz Lecture 2020) // Publications of the English Goethe Society. 2021. Vol. 90. No. 2. P. 146–162.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Беляков Д.А. «Всё, чего они касаются, плавится»: художник Штраух Т. Бернхарда и иезуит Нафта Т. Манна. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;1(8):112-121. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-8-112-121

For citation: Belyakov D.A. “Was sie anrühren, schmilzt”. Thomas Bernhard’s painter Strauch and Thomas Mann’s Jesuit Naphta. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;1(8):112-121. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-8-112-121

Просмотров: 59

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)