Государственные символы на японских открытках периода Мэйдзи


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-9-10-24

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматриваются способы представления государственных символов в почтовых открытках Японии периода Мэйдзи (1868–1912). На основе их визуального оформления рассмотрены способы конструирования имиджа новой власти. После «реставрации Мэйдзи» принимаются государственные символы (в основу которых положены старые родовые эмблемы ка-мон): национальный флаг, печать императора, ордена и медали. Почтовое ведомство принадлежало государству, что позволяло через изображения демонстрировать не только собственно государственную символику, но и то, в каких ситуациях ее следует применять и как ее надлежит воспринимать. Эти задачи реализованы художественными средствами. Разнотипная символика на открытках распределена неравномерно. Наиболее разнообразные сюжеты связаны с национальным и армейским флагами. Изображалась не только война, но и повседневная «мирная» жизнь. Для художественного оформления использовались документальные фотографии, декоративные рисунки эмблем, реальных людей и фантастические персонажи. Через них передавались положительные эмоции (гордость, радость, заинтересованность и др.). Япония репрезентируется как современное, внутренне сплоченное государство с неодолимой военной мощью, полностью поддерживаемое населением, с государственной символикой, сохраняющей преемственность со стариной.

Об авторе

М. Ю. Бочарова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Марина Ю. Бочарова, соискатель

Москва, 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бойцов 2010 – Бойцов М.А. Что такое потестарная имагология? // Власть и образ: Очерки потестарной имагологии / Под ред. М.А. Бойцова, Ф.Б. Успенского. СПб.: Алетейя, 2010. С. 5–37.

2. Бочарова 2019 – Бочарова М.Ю. Визуальные образы иллюстраций на японских открытках политической тематики второй трети XIX в. // Культура и искусство. 2019. № 10. С. 18–24.

3. Куранова 2020 – Куранова А.В. Образ человека в японской гравюре XVIII– XIX вв. // Искусствознание и педагогика диалектика: взаимосвязи и взаимодействия / Науч. ред. С.В. Анчуков, О.Л. Некрасова-Каратеева. СПб.: Астерион, 2020. С. 47–51.

4. Мещеряков 2015 – Мешеряков А.Н. Государь и контроль над природными процессами в древней Японии // Восток: Афро-азиатские общества: история и современность. 2015. Вып. 1. С. 14–24.

5. Молодяков 2014 – Молодяков В.Э. Мэйдзи исин: японская консервативная революция // Вопросы национализма. 2014. № 2. С. 147–164.

6. Пушакова 2019 – Пушакова А. Япония: введение в искусство и культуру. М.: Эксмо, 2019. 128 c.

7. Речкалова 2018 – Речкалова А.А. Герб кику-мон до и после Революции Мэйдзи // Япония: 150 лет революции Мэйдзи / Отв. ред. А.В. Филиппов, Н.А. Самойлов, Е.М. Османов. СПб.: Art-express, 2018. С. 232–245.

8. Kim 2011 – Kim Yonnie Kyoung-hwa. A postcard as literature: A historical approach to a postcard as a medium // Journal of mass communication studies. Vol. 78. P. 169–188.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бочарова М.Ю. Государственные символы на японских открытках периода Мэйдзи. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(9):10-24. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-9-10-24

For citation: Bocharova M.Y. The state symbols on Japanese postcards of Meiji period. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(9):10-24. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-9-10-24

Просмотров: 147

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)