Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

«Большой стиль» в искусстве Боспора: свидетельства, истоки и развитие

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-14-28

Аннотация

В предметах античного искусства боспорского производства достаточно отчетливо наблюдается древнегреческая архаическая основа. Мы можем трактовать ее как сохранение ранних эстетических представлений в восприятии пластической формы, некую «манеру видения», перенесенную с эллинским импульсом в новую среду обитания в VI в. до н. э. С течением времени пластическая манера видоизменялась, но «архаический след» в скульптуре сохранялся. Несомненно, именно он стал определяющей основой оригинальной локальной формы, которая постепенно наполнялась элементами, почерпнутыми у последующих мастеров новых «классических» школ.
Своеобразным ключом к пониманию яркой разновидности местного искусства, которую было предложено выделить и обозначить как «боспорский стиль», оказался рельеф со сценой сражения (ГМИИ им. А.С. Пушкина). К данному стилю отнесем и ряд других памятников монументальной скульптуры, как конца VI, так IV в. до н. э. и более поздних, включая широко распространенные боспорские надгробные стелы эллинистической и раннеримской эпохи. Есть основания предполагать существование боспорского стиля и в формах архитектурного декора, и в торевтике (золотые предметы из кургана Передериева Могила и кургана 2013 г. в Ставрополье), и даже в малых формах, в терракотовой пластике этот стиль получил отражение – статуэтка всадника из ГМИИ им. А.С. Пушкина по композиции, уплощенной поверхности рельефа и характерным деталям напоминает стиль боспорских стел позднего эллинизма. Все это переводит рассматриваемое явление в статус так называемого «Большого стиля», т. е. художественной манеры, проявляющейся в разнообразных категориях культуры и в течение нескольких столетий определяющей выразительный облик боспорской среды.

Об авторе

Е А. Савостина
Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств
Россия

Елена А. Савостина, доктор искусствоведения,

109544, Москва, Товарищеский пер., д. 30



Список литературы

1. Горончаровский 2003 – Горончаровский В.А. Между империей и варварами: военное дело Боспора римского времени. СПб.: Петербургское востоковедение; М.: Филоматис, 2003. 224 с. (Серия “Militaria Antiqua”, II)

2. Денисова 1981 – Денисова В.И. Коропластика Боспора: по материалам Тиритаки, Мирмекия, Илурата и сельской усадьбы. Л.: Наука, 1981. 172 с.

3. Моруженко 1992 – Моруженко А.А. Скiфський курган Передерiева Могила // Археологiя, 1992. Вип. 4. С. 67–74.

4. Пругло 1977 – Пругло В.И. Терракотовые статуэтки всадников на Боспоре // История и культура античного мира. М.: Наука, 1977. С. 177–183.

5. Русяева 2013 – Русяева М.В. Сюжеты и стиль эллино-скифской торевтики в контексте развития классического искусства Эллады // Боспорский феномен: греки и варвары на евразийском перекрестке. СПб., 2013. С. 434–443.

6. Савостина 2001 – Савостина Е.А. «Боспорский стиль» и сюжеты Геродота в пластике Северного Причерноморья // Боспорский рельеф со сценой сражения (Амазономахия?). Т. 2. М.: Изд-во ГМИИ им. А.С. Пушкина; СПб.: Летний сад, 2001. С. 284–303. (Серия «Монография о памятнике»)

7. Савостина 2004 – Савостина Е.А. Скульптура Боспора: «архаический след» в хронологии локального стиля // Боспорский феномен. СПб., 2004. С. 111–116.

8. Савостина 2012 – Савостина Е.А. Эллада и Боспор: греческая скульптура на Северном Понте. Симферополь; Керчь: АДЕФ-Украина, 2012. 397 с.

9. Савостина 2014 – Савостина Е.А. Иконография скифской битвы и «боспорский стиль»: новый повод для обсуждения проблемы // Таврические студии: Исторические науки. 2014. № 6. С. 32–40.

10. Савостина 2018 – Савостина Е.А. «Большой стиль» в малых формах боспорского искусства: терракотовый всадник // Ольвiйский форум: Матерiали II Мiжнародноï археологiчноï конференцiï: пам’ятi В.В. Крапiвiноi: до 150-рiччя дослiдження Ольвii. Николаев: Лукоморье, 2018. С. 73–75.

11. Bergemann 2001 – Bergemann J. Spätklassischer Mischstil oder hellenistische Schlachtdarstellung? Stilistische und typologische Überlegungen zum Kampfrelief von der Tamanhalbinsel // Bosporan Battle Relief (Amazonomachia?) Vol. 2. M., SPb.: Izdvo GMII im. A.S. Pushkina; “Letniy sad”, 2001. S. 90–117. (Series “Monograph on the Monument”)

12. Bouzek 2003 – Bouzek J. Attic Art of 5th and 4th Century BC and the Art of the Cimmerian Bosporus // Studia hercynia. Issue 7, 2003. P. 138–145.

13. Neer 2010 – Neer R. The Emergence of the Classical Style in Greek Sculpture. Chicago; London: Univ. of Chicago Press, 2010. 262 p.


Рецензия

Для цитирования:


Савостина Е.А. «Большой стиль» в искусстве Боспора: свидетельства, истоки и развитие. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;1(1):14-28. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-14-28

For citation:


Savostina E.А. “Grand Style” in Bosporan art: evidence, origins and development. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;1(1):14-28. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-14-28

Просмотров: 258


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)