К вопросу определения границ документальности в современных художественных практиках: на примере анализа фильма Эрика Бодлера «Письма Максу»
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-9-240-251
Аннотация
Документ становится одним из ключевых инструментов современных художников при работе с историей и памятью. Поиск различных способов репрезентации прошлого приводит художников к изучению собственных семейных и личных архивов или же заставляют обращаться к документальным материалам в музеях, местах памяти и исторических архивах.
Таким образом, в пространство современного искусства попадает хроника, семейные фотографии или найденные на блошиных рынках личные письма. В процессе художественной работы документы трансформируются, и то, что не представляло интереса с точки зрения истории, может стать источником художественной работы. Возникают вопросы: что происходит с документальным материалом в пространстве современного искусства? И каковы границы документальности как части художественной практики? В какой ситуации документ может лишиться своего статуса, а когда материал, не представляющий интереса с точки зрения истории, может трансформироваться в важное свидетельство? Эти вопросы затрагивают многие художники, использующие документы для осмысления истории и памяти.
В этой статье будет рассмотрен фильм французского художника и режиссера Эрика Бодлера «Письма Максу», основанный на переписке художника с бывшим министром иностранных дел Абхазии Максимом Гвинджия. Особенность работы Бодлера в соединении разных типов документов: переписка, фиксирующая дружеские отношения между Бодлером и Гвинджия, и видео, которое снимал Бодлер во время своего путешествия в Абхазию. Соединение разного материала позволяет увидеть, как соотносятся между собой разные уровни работы с прошлым и где история личных отношений пересекается с вопросом осмысления истории места.
Об авторе
Т. Ю. МироноваРоссия
Татьяна Ю. Миронова, аспирант
109028, Москва, Покровский бульвар, д. 11
Список литературы
1. Хирш 2016 – Хирш М. Что такое постпамять // Уроки истории. Мемориал. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://urokiistorii.ru/articles/chto-takoe-postpamjat (дата обращения 8 сент. 2021).
2. Bopp 2019 – Bopp P. Speaking, listening, seeing. The image of silence in the artwork of Esther Shalev-Gerz // Guerres mondiales et conflits contemporains. Vol. 276. Issue 4. 2019. P. 47–52.
3. Enwezor 2007 – Enwezor O. Archive Fever. Uses of the document in contemporary art. N.Y.: International center of photography, 2007. 285 p.
4. Goldsmith 2014 – Goldsmith L. Letters to Max [Электронный ресурс]. URL: https://cinema-scope.com/spotlight/letters-max-eric-baudelaire-france/ (дата обращения 3 сент. 2021).
5. Markowska 2015 – Markowska A. Can a definition of art limit itself to the wish to reconstruct the world based on better principles // Sustainable art facing the need for regeneration, responsibility and relations / Ed. by A. Markowska. Warsaw; Toruń, 2015. P. 9–20.
6. Mourinha 2014 – Mourinha J. The Impossible utopias. A conversation with Éric Baudelaire about “Letters to Max” [Электронный ресурс]. URL: https://mubi.com/notebook/posts/the-impossible-utopias-a-conversation-with-eric-baudelaire-about-letters-to-max (дата обращения 3 сент. 2021).
7. Perry 2016 – Perry R.E. Holocaust hospitality. Michal Rovner’s living landscape at Yad Vashem // History & Memory. 2016. No. 28 (2). P. 89–122.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Миронова Т.Ю. К вопросу определения границ документальности в современных художественных практиках: на примере анализа фильма Эрика Бодлера «Письма Максу». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;1(9(2)):240-251. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-9-240-251
For citation: Mironova T.Y. Defining the documentary in сontemporary artistic practices. On the example of the film “Letters to Max” by Eric Baudelaire. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;1(9(2)):240-251. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-9-240-251
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.