К вопросу определения границ документальности в современных художественных практиках: на примере анализа фильма Эрика Бодлера «Письма Максу»


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-9-240-251

Полный текст:




Аннотация

Документ становится одним из ключевых инструментов современных художников при работе с историей и памятью. Поиск различных способов репрезентации прошлого приводит художников к изучению собственных семейных и личных архивов или же заставляют обращаться к документальным материалам в музеях, местах памяти и исторических архивах.

Таким образом, в пространство современного искусства попадает хроника, семейные фотографии или найденные на блошиных рынках личные письма. В процессе художественной работы документы трансформируются, и то, что не представляло интереса с точки зрения истории, может стать источником художественной работы. Возникают вопросы: что происходит с документальным материалом в пространстве современного искусства? И каковы границы документальности как части художественной практики? В какой ситуации документ может лишиться своего статуса, а когда материал, не представляющий интереса с точки зрения истории, может трансформироваться в важное свидетельство? Эти вопросы затрагивают многие художники, использующие документы для осмысления истории и памяти.

В этой статье будет рассмотрен фильм французского художника и режиссера Эрика Бодлера «Письма Максу», основанный на переписке художника с бывшим министром иностранных дел Абхазии Максимом Гвинджия. Особенность работы Бодлера в соединении разных типов документов: переписка, фиксирующая дружеские отношения между Бодлером и Гвинджия, и видео, которое снимал Бодлер во время своего путешествия в Абхазию. Соединение разного материала позволяет увидеть, как соотносятся между собой разные уровни работы с прошлым и где история личных отношений пересекается с вопросом осмысления истории места.


Об авторе

Т. Ю. Миронова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Татьяна Ю. Миронова, аспирант

109028, Москва, Покровский бульвар, д. 11



Список литературы

1. Хирш 2016 – Хирш М. Что такое постпамять // Уроки истории. Мемориал. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://urokiistorii.ru/articles/chto-takoe-postpamjat (дата обращения 8 сент. 2021).

2. Bopp 2019 – Bopp P. Speaking, listening, seeing. The image of silence in the artwork of Esther Shalev-Gerz // Guerres mondiales et conflits contemporains. Vol. 276. Issue 4. 2019. P. 47–52.

3. Enwezor 2007 – Enwezor O. Archive Fever. Uses of the document in contemporary art. N.Y.: International center of photography, 2007. 285 p.

4. Goldsmith 2014 – Goldsmith L. Letters to Max [Электронный ресурс]. URL: https://cinema-scope.com/spotlight/letters-max-eric-baudelaire-france/ (дата обращения 3 сент. 2021).

5. Markowska 2015 – Markowska A. Can a definition of art limit itself to the wish to reconstruct the world based on better principles // Sustainable art facing the need for regeneration, responsibility and relations / Ed. by A. Markowska. Warsaw; Toruń, 2015. P. 9–20.

6. Mourinha 2014 – Mourinha J. The Impossible utopias. A conversation with Éric Baudelaire about “Letters to Max” [Электронный ресурс]. URL: https://mubi.com/notebook/posts/the-impossible-utopias-a-conversation-with-eric-baudelaire-about-letters-to-max (дата обращения 3 сент. 2021).

7. Perry 2016 – Perry R.E. Holocaust hospitality. Michal Rovner’s living landscape at Yad Vashem // History & Memory. 2016. No. 28 (2). P. 89–122.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Миронова Т.Ю. К вопросу определения границ документальности в современных художественных практиках: на примере анализа фильма Эрика Бодлера «Письма Максу». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;1(9(2)):240-251. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-9-240-251

For citation: Mironova T.Y. Defining the documentary in сontemporary artistic practices. On the example of the film “Letters to Max” by Eric Baudelaire. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;1(9(2)):240-251. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-9-240-251

Просмотров: 158

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)