«Фандомное творчество»: креатив масс в эпоху тотальной креативности


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-9-277-289

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается одна из форм современных сообществ – фандомы, организуемые на основании объединения людей по принципу не только наличия общих интересов, но и стремления (готовности) к их активному выражению через различные виды совместных практик. Отмечая достаточно длительный срок существования таких объединений (прежде всего среди поклонников различных форм и жанров массовой культуры, а также спортивных фанатов), авторы статьи уделяют особое внимание цифровым фандомам как актуальной форме трансформации сообществ в эпоху взрывного роста технологических возможностей. Наиболее активное, «пассионарное» участие в них молодого поколения, быстрее других осваивающего и включающего в свою повседневность принципиально новый арсенал методов и приемов для самовыражения, для самодеятельных досуговых форм творчества и для нахождения своей «цифровой идентичности», делает этот феномен важным предметом изучения. В статье, в контексте современных “fan studies”, на примере спортивно-ориентированных цифровых сообществ рассматриваются некоторые проблемные поля, связанные с использованием современных технологий для так называемого фандомного творчества (фан-арта) в его конструктивном и деструктивном аспектах.


Об авторах

И. М. Быховская
Московский городской педагогический университет
Россия

Ирина М. Быховская, доктор философских наук, профессор

105568, Москва, ул. Чечулина, д. 1



И. Ю. Люлевич
Московский городской педагогический университет
Россия

Ирина Ю. Люлевич, кандидат педагогических наук, доцент

105568, Россия, Москва, ул. Чечулина, д. 1



Д. В. Дзигуа
Московский городской педагогический университет
Россия

Дмитрий В. Дзигуа, кандидат педагогических наук, доцент

105568, Москва, ул. Чечулина, д. 1



Список литературы

1. Быховская, Люлевич 2018 – Быховская И.М., Люлевич И.Ю. Фандомы – сообщества цифровой эпохи: гибридная культура в околоспортивном измерении // Социология власти. 2018. Т. 30. № 2. С. 40–54. DOI: 10.22394/2074-0492-2018-2-40-54 [Электронный ресурс]. URL: https://socofpower.ranepa.ru/files/docs/2_2018/2----.pdf (дата обращения 5 апр. 2021).

2. Мирошниченко 2011 – Мирошниченко А.А. Адаптация медиа: Взрывное освобождение авторства, вирусный редактор Интернета и смерть газет // Социологический журнал. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-media-vzryvnoe-osvobozhdenie-avtorstvavirusnyy-redaktor-interneta-i-smert-gazet1 (дата обращения 21 янв. 2021).

3. Самутина 2017 – Самутина Н.В. Практики эмоционального чтения и любительская литература (фанфикшн) // Новое литературное обозрение. 2017. Т. 143. № 1. С. 246–269. Devlin, Brown 2017 –

4. Devlin M., Brown N. Using personality and team identity to predict sports media consumption // International journal of sport communication. 2017. Vol. 10. No. 3. P. 371–392. DOI: 10.5294/pacla.2017.20.4.2

5. Dimick 2020 – Dimick M. Observing relationships between producers and fandom through digital mapping. Part 3. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://amt-lab.org/blog/2020/2/fandom/networkmapping (дата обращения 7 мая 2021).

6. Hills 2017 – Hills M. From fan culture/community to the fan world: Possible pathways and ways of having done fandom // Palabra Clave. 2017. Vol. 20. No. 4. P. 856–883. DOI: 10.5294/pacla.2017.20.4.2

7. Jenkins 1992 – Jenkins H. Textual poachers. Television fans and participatory culture. Studies in culture and communication. New York; London: Routledge. 1992. 343 p.

8. Jenkins 2010 – Jenkins H. Transmedia storytelling and entertainment. An annotated syllabus // Continuum. Journal of media & cultural studies. 2010. Vol. 24. No. 6. P. 943–958. DOI: 10.1080/10304312.2010.510599

9. Johnson 2017 – Johnson D. Fantagonism, franchising, and industry management of fan privilege // The Routledge companion to media fandom / Ed. by M.A.Click, S.Scott. Routledge, 2017. P. 395–406. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315637518

10. Transformative works and cultures 2021 – Transformative works and cultures (TWC) [Электронный ресурс]. URL: https://journal.transformativeworks.org/index.php/twc/index (дата обращения 10 нояб. 2021).

11. Samutina 2016 – Samutina N. Fan Fiction as World-Building. Transformative Reception in Crossover Writing // Continuum. Journal of media & cultural studies. 2016. Vol. 30. No. 4. P. 433–450. DOI: https://doi.org/10.1080/10304312.2016.1141863


Дополнительные файлы

Для цитирования: Быховская И.М., Люлевич И.Ю., Дзигуа Д.В. «Фандомное творчество»: креатив масс в эпоху тотальной креативности. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;1(9(2)):277-289. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-9-277-289

For citation: Bykhovskaya I.M., Lyulevich I.Y., Dzigua D.V. “Fandom activities”. “Kreativ” of the masses in the era of total creativity. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;1(9(2)):277-289. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-9-277-289

Просмотров: 29

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)