Советская икона нижегородского юго-запада: генезис и локальные традиции
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-70-93
Аннотация
Статья посвящена генезису и локальным традициям народной рукодельной иконы советского времени на юго-западе Нижегородской области, выявленным в ходе научных экспедиций 2021 г. Описаны специфические черты декора и техник оформления в каждой традиции. Для Кулебакско-Гремячевской традиции характерны иконы, украшенные серебристой фольгой с обилием мелких элементов – фольговых, бумажных цветочков, гроздей парафиновых ягодок. Это яркие черты так называемого «деревенского» стиля. Основная техника нанесения орнамента на фольгу (сотообразный, мелкобугорчатый, растительный) – отпечаток по металлической основе-матрице. Для Арзамасской традиции – характерен строгий, с лаконичным декором «городской» стиль: цветочков и ягодок нет, орнамент на серебристую фольгу наносился чеканкой. В другом типе «городской» иконы фольга не использовалась вовсе, мастер делал оклад из дерева, напыляя на него бронзовую краску «под золото». Для Дивеевской и Ташино-Понетаевской традиций характерно более яркое оформление: оклады и мелкие элементы из фольги разных цветов, геометрические и растительные орнаменты прорисовывались стилом. Часто повторяющиеся образы – виноград и многолучевые «звезды», напоминающие крупные элементы мордовской вышивки. Ардатовская традиция являлась контактной зоной западного, северного и восточного стилей советской иконы. Выявленные визуальные и технические особенности локальных традиций обнаруживаются в описаниях дореволюционного промысла фолежной иконы – так называемых подфолежек. В статье поставлен вопрос о генезисе нижегородских иконных традиций, их связи с промыслом фолежных икон в монастырях и «расхожих» артельных образов, изготовлявшихся мастерами-иконниками Вязниковского уезда Владимирской губернии (с. Мстёра, Холуй, Палех) в XIX – начале ХХ в.
Ключ. слова
Об авторе
Д. Ю. ДоронинРоссия
Дмитрий Ю. Доронин
125047, Москва, Миусская пл., д. 6; 119606, Россия, Москва, пр-т Вернадского, д. 82
Список литературы
1. Антонов, Доронин 2022a – Антонов Д.И., Доронин Д.Ю. Иконы советской эпохи: лики традиции. М.: Индрик, 2022. 200 с.
2. Антонов, Доронин 2022b – Антонов Д.И., Доронин Д.Ю. Советская икона: от рождения до «похорон» // Живая старина. 2022. № 1. С. 29–33.
3. Антонов, Тюнина 2022a – Антонов Д.И., Тюнина С.Ю. Утилизация освященных предметов: тексты и комментарии // Живая старина. 2022. № 1. С. 24–29.
4. Архипова, Кирзюк 2020 – Архипова А.С., Кирзюк А.А. Опасные советские вещи: Городские легенды и страхи в СССР. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 536 с.
5. Борисов 2003 – Борисов В.В. Промышленные и торговые заведения слободы Мстеры в 1911 году // История населенных мест Владимирской области: Материалы областной краеведческой конференции. Владимир, 2003.
6. Брюсова 1984 – Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М.: Искусство, 1984. 337 с.
7. Вальчак 2019 – Вальчак Д. Как воспитать «просвещенных» иконописцев? Учебные иконописные мастерские Комитета попечительства о русской иконописи (1901–1918) // Studia Humanitatis. 2019. № 3. URL: http://st-hum.ru/node/813 (дата обращения 15.02.2022).
8. Вальчак, Никольский 2020 – Вальчак Д., Никольский Е.В. От иконописцев до ремесленников, или Как после Октябрьской революции палехские мастера превратились в производителей сувениров // Studia Humanitatis. 2020. № 1. URL: http://st-hum.ru/node/887 (дата обращения 15.02.2022).
9. Веретенникова 2006 – Веретенникова С.В. Из опыта работы кружка православного рукоделия // Традиции и современность. Науч. православ. Журнал. 2006. № 4. С. 166–167.
10. Горюшкина 2021 – Горюшкина Л.П. Украшение икон: люди и традиции (по материалам Тамбовской экспедиции 2018–2020 гг.) // Деревенские святыни: сб. статей, интервью и документов / Публ. подгот. Е.В. Воронцова, А.Н. Алленов, В.С. Елагина, Е.А. Коршикова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. С. 59–66.
11. Дубровский, Дубровский 2008 – Дубровский П.С., Дубровский С.П. Офенииконщики во Владимирской губернии // Рождественский сборник. Вып. 15 / Под общ. ред. О.А. Моняковой; сост. И.Н. Зудина, О.А. Монякова. Ковров: Маштекс, 2008. С. 104–109.
12. Медведева 2016 – Медведева А.А. Народные промыслы в женских монастырях Нижегородской епархии в XIX – начале XX века // Народные промыслы и малый бизнес: грани интеграции и стратегия развития. М.: Ин-т диаспоры и интеграции (Ин-т стран СНГ), 2016. С. 247–255.
13. Пантюхов 2007 – Пантюхов И.И. Селение Холуй. Изд.: Санкт-Петербург, 1877 г. Печатается с сокращениями // Пожарский юбилейный альманах. Вып. 3. К 460-летию первого письменного упоминания села Холуй / Ред.-сост. А.Е. Лихачев. Иваново: Талка, 2007. С. 82–100.
14. Стомаченко 2003 – Стомаченко К.В. Народный обычай фолежного обряжения икон: По полевым наблюдениям в Воронежской и Липецкой областях // Традиции и современность: Науч. православ. журнал. 2003. № 2. С. 98–102.
15. Golubev 2020 – Golubev A. The things of life. Materiality in late Soviet Russia. Ithaca: Cornell University Press. 2020. 240 р.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Доронин Д.Ю. Советская икона нижегородского юго-запада: генезис и локальные традиции. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(4):70-93. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-70-93
For citation: Doronin D.Y. Soviet icons of the Nizhny Novgorod Southwest region. Genesis and local traditions. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(4):70-93. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-70-93
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.