Келья, могилка, храм: распространение и апроприация благодати в топографии дунюшкиной святыни


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-110-141

Полный текст:




Аннотация

В статье анализируются народные представления о проявлениях благодати в пространственных (ландшафтных) святынях, связанных с именами и путем местночтимых святых в с. Суворово (до 1965 г. Страхова Пуза) Дивеевского района – блаженной Дунюшки Шейковой / Шиковой и трех ее келейниц – Дарии, Дарии и Марии, новомучениц пузинских. Описывается топография «дунюшкиных святынь», представления местных жителей о проявлении благодати на разных локусах и объектах этих святынь, а также практики использования (апроприации) благодати на этих святынях. Для этого в первой части статьи вводятся и обосновываются несколько понятий: комплексная святыня, путь святого (via sancti), распространенная благодать и второе незримое «тело» святого. Комплексная святыня – это сеть, «созвездие» святынь, объединенных благодатью праведника. Ее элементы (природные или рукотворные) – это наиболее важные места прижизненного и посмертного пребывания святого. Топография комплексной святыни и паломнических путей формируется благодатью, распространяемой перемещающимся в пространстве подвижником или его мощами. Такое динамичное состояние святыни рассматривается как второе «тело» святого, невидимо пребывающего на земле. В этом аспекте во второй части статьи рассматривается не столько топография, сколько динамика существования и развития «дунюшкиных святынь», основанная на проявления и апроприации благодати, исходящей от них. В разные исторические эпохи менялось значение разных локусов комплексной «дунюшкиной святыни» (келья, могилка, храм с мощами) как центра религиозных практик и проявления благодати.


Об авторах

Д. Ю. Доронин
Российский государственный гуманитарный университет; Российская академия народного хозяйства и государственной службы
Россия

Дмитрий Ю. Доронин

125047, Москва, Миусская пл., д. 6; 119606, Москва, пр-т Вернадского, д. 82



А. И. Завьялова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Анастасия И. Завьялова – бакалавр.

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Антонов 2018 – Антонов Д.И. Два «тела» иконы: общение с сакральным образом как апроприация силы // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 7. С. 9–34.

2. Антонов 2021 – Антонов Д.И. Апроприация силы: незримое «тело» святыни в христианских традициях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 3 (39). С. 7–25.

3. Антонов 2022 – Антонов Д.И. Апроприация силы и незримое «тело» святыни: исследования актуальных религиозных практик в постсоветской России // Живая старина. 2022. № 1. С. 20–21.

4. Виноградов 2019 – Виноградов В.В. Северорусские почитаемые места: топика святынь: Избранные статьи, диссертация. СПб.: Пропповский центр, 2019. 432 с.

5. Доронин 2022 – Доронин Д.Ю. Святыня как семиотический комплекс: распространенная благодать // Живая старина. 2022. № 1. С. 33–38.

6. Доронин, Завьялова 2022 – Доронин Д.Ю., Завьялова А.И. Распространенная благодать: тексты и комментарии // Живая старина. 2022. № 1. С. 39–43.

7. Кормина 2019 – Кормина Ж.В. Паломники: Этнографические очерки православного номадизма. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2019. 349 с.

8. Липатова 2018a – Липатова А.П. Сакральная география как система: вопрос о статусе сакрального объекта // Научный диалог. 2018. № 11. С. 103–112.

9. Липатова 2018b – Липатова А.П. Сакральная география Ульяновского Присурья // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 5. С. 154–165.

10. Мороз 2015 – Мороз А.Б. Сакральные места в городском и сельском пространстве: традиционные и новые практики // Ситуация постфольклора: городские тексты и практики. М., 2015. С. 89–100.

11. Панченко 2019 – Панченко А.А. «Местные святыни»: «материальная религия», агентность и медиальность // Этнографическое обозрение. 2019. № 6. С. 108–112.

12. Платонов 2007 – Платонов Е.В. Сакральная топография деревень в нижнем течении р. Шелонь (исследования в округе бывших Илеменского, Ретенского и Скнятинского погостов) // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 231–280.

13. Шеваренкова 2010 – Шеваренкова Ю.М. Современные рассказы о тайне мощей Серафима Саровского // Живая старина. 2010. № 4. С. 11–13.

14. Шеваренкова 2012 – Шеваренкова Ю.М. Новомученица Дунюшка Суворовская: житие устное и книжное // Живая старина. 2012. № 1. С. 11–14.

15. Шеваренкова 2017 – Шеваренкова Ю.М. Новомученица Евдокия Суворовская: к вопросу об устном и письменном житии святой // Жизнь провинции: история и современность: Материалы конференции. Н. Новгород, 2017. С. 124–133.

16. Щепанская1995 – Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север: К проблеме локальных групп. Вып. 5. СПб., 1995. С. 110–176.

17. Suykerbuyk 2020 – Suykerbuyk R. The matter of piety Zoutleeuw’s Church of Saint Leonard and religious material culture in the Low Countries, 1450–1620. Leiden; Boston: Brill, 2020. 428 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Доронин Д.Ю., Завьялова А.И. Келья, могилка, храм: распространение и апроприация благодати в топографии дунюшкиной святыни. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(4):110-141. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-110-141

For citation: Doronin D.Y., Zavyalova A.I. The cell, the grave and the church. The spread and appropriation of grace in the topography of Dunyushka’s shrine. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(4):110-141. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-110-141

Просмотров: 10

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)