Семантика трансформации художественного пространства в финале пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»: роль художественной детали


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-6-59-69

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается семантическое поле пространства, создаваемое системой предметных и некоторых соносферных деталей в финале пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Отправной точкой для анализа драматургического текста стал вариант сценического решения, созданный в Московском государственном театре «Ленком» (реж. Марк Захаров). Художественная деталь изучается в аспекте формирования мотивов, участвующих в построении пространственной организации художественного мира, а также в качестве элемента вещного мира, определенным образом конструирующего пространство. Такие характеристики пространства, как суженность, протяженность, замкнутость, «вертикализация» или «горизонтализация», а также свойства границ пространства создают семантическое поле предметно-вещного мира, в котором оказывается в финале пьесы Фирс. Контекстуальный анализ предметного мира позволяет выявить роль тех или иных характеристик топоса дома и усадьбы, семантику их трансформации и оценить роль детали в создании смыслов, связанных с бытийным планом и его изменением, и разворачивании этих смыслов в сознании как героя, так и читателя (зрителя). Значение трансформации художественного пространства в заключительной сцене пьесы дает возможность проследить связь между внутренним состоянием героя и «состоянием» самого дома и прочитать финал в аспекте этой связи человека и пространства.

Об авторе

Е. А. Маряхина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Елена А. Маряхина, соискатель

125047, Москва, Миусская пл., д. 6

 



Список литературы

1. Добин 1981 – Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.: Советский писатель, 1981. 430 с.

2. Доманский 2005 – Доманский Ю.В. Вариативность драматургии А.П. Чехова. Тверь: Лилия Принт, 2005. 160 с.

3. Доманский 2014 – Доманский Ю.В. Чеховская ремарка: некоторые наблюдения: Монография. М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2014. С. 77–93.

4. Зингерман 1988 – Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М.: Наука, 1988. 432 с.

5. Кириллов 2015 – Кириллов А. «Вишневый сад» А.П. Чехова: В поисках утраченного времени // Последняя пьеса Чехова в искусстве XX–XXI веков: Коллективная монография. М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2015. С. 70–75.

6. Полоцкая 2003 – Полоцкая Э.А. «Вишневый сад»: Жизнь во времени. М.: Наука, 2003. 381 с.

7. Скафтымов 1972 – Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.: Худож. литература, 1972. С. 339 –380.

8. Томашевский 1996 – Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.

9. Топоров 1983 – Топоров В.Н. Пространство и текст / Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227–284.

10. Тюпа 2008 – Тюпа В.И. Деталь // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. С. 54.

11. Чернец 1999 – Чернец Л.В. Деталь // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высш. шк.: Академия, 1999. С. 42–51.

12. Чудаков 1986 – Чудаков А.П. Предметный мир литературы (К проблеме категорий исторической поэтики) // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. 336 с.

13. Яусс 1995 – Яусс Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения (глава из книги Яусса «История литературы как провокация», Literaturgeschichte als Provokation. Frankfurt a. M., 1970) // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34–84.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Маряхина Е.А. Семантика трансформации художественного пространства в финале пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»: роль художественной детали. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(6):59-69. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-6-59-69

For citation: Maryakhina E.А. Semantics of transformation of literary space in the final scene of “The Cherry Orchard” by Anton Chekhov. The role of detail. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(6):59-69. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-6-59-69

Просмотров: 151

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)