«Мертвый Брюгге» Жоржа Роденбаха: от «фото-романа» к кинотексту


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-6-140-148

Полный текст:




Аннотация

В статье на примере романа Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге» и фильма Ролана Верхаверта “Brugge-die-Stille” анализируется трансформация литературного текста, обозначенного как «фото-роман» («фото-нарратив») в материал кино-адаптации. Интермедиальный переход затрагивает три основных элемента: сюжет (нарративные мотивы), принципы организации пространства (дескриптивные мотивы) и символику цвета (семантические мотивы).

Об авторе

М. А. Козлова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Марина А. Козлова, аспирант

125047, Москва, Миусская пл., д. 6

 



Список литературы

1. Метц 2013 – Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. СПб.: Изд- во Европейск. ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. 334 с.

2. Пастуро 2018 – Пастуро М. Зеленый. История цвета. М.: НЛО, 2018. 168 c.

3. Ханзен-Лёве 2016 – Ханзен-Лёве О.А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2016. 503 с.

4. Bachelard 1942 – Bachelard G. L’Eau et les rêves. Essai sur l’imagination de la matière. Paris: Librairie José Corti, 1942. 267 p.

5. Berg 1990 – Berg Ch. La littérature en trompe-l’œil // Le mouvement symboliste en Belgique. Bologna: Editrice Clueb, 1990. P. 37–54.

6. Berg 1999 – Berg Ch. Lecture de “Bruges-la-Morte” de G. Rodenbach // Rodenbach G. Bruges-la-Morte. Bruxelles: Labor, 1999. P. 107–171.

7. Bertrand 1998 – Bertrand J.-P., Grojnowski D. Présentation // Rodenbach G. Bruges-la- Morte. Paris: Flammarion, 1998. P. 7–43.

8. Detemmerman 1985 – Detemmerman J. Bruges-la-Morte à la scène et à l’écran // Revue de l’institut de Sociologie. 1985. № 3–4. P. 275–280.

9. Goffin 2011 – Goffin J. Vertigo: a loose interpretation of Bruges-la-Morte [Электронный ресурс]. URL: https://bruges-la-morte.net/wp-content/uploads/Vertigo-English. pdf (дата обращения 14 апреля 2022).

10. Gonzalez Salvador 1999 – Gonzalez Salvador A. De la ressemblance: Georges Rodenbach / Aflred Hitchock // Le monde de Rodenbach. Bruxelles: Labor, Archives du futur, 1999. P. 105–119.

11. Gorceix 1992 – Gorceix P. Réalités flamandes et symbolisme fantastique, “Bruges-la-Morte” et “Le carillonneur” de Georges Rodenbach. Paris: Lettres modernes, 1992. 92 p.

12. Gorceix 2005 – Gorceix P. 1855–1898 – Une poétique de l’analogie // Georges Rodenbach ou la légende de Bruges, Musée départemental Stéphane Mallarmé, Vulaines-sur-Seine, Conseil général de Seine et Marne, 2005. P. 57–65.

13. Langford 1996 – Langford M.K. From novel to film: cinematic expression and aes- thetic integrity in Roland Verhavert’s “Brugges-die-Stille” // Georges Rodenbach. Critical essays. London: Associated university press, 1996. P. 175–186.

14. Le Beller 2017 – Le Beller E. Lucien Lévy-Dhurmer, portraitiste et illustrateur de Georges Rodenbach, mémoire Master 2 Arts. Université Rennes 2, 2017. 171 p.

15. Malinowski 2007 – Malinowski W. Conjonction du littéraire et du pictural dans Bruges- la-morte de Rodenbach // Conversation entre les Muses, sous la direction de Lise Sabourin. Nancy: Presses Universitaires de Nancy, 2007. P. 143–157.

16. Paque 1990 – Paque J. “Bruges la morte » ou l’émergence d’un nouveau roman à l’époque symbolist” // Le mouvement symboliste en Belgique. Bologna: Editrice Clueb, 1990. P. 103–113.

17. Rodenbach 1998 – Rodenbach G. Bruges-la-Morte. Paris: Flammarion, 1998. 343 p. Rodenbach 2016 – Rodenbach G. Le carillonneur. Paris: Hachette livre, 2016. 325 p.

18. Stead 2012 – Stead E. La Chair du livre. Matérialité, imaginaire et poétique du livre fin-de-siècle. Paris: PUPS, 2012. 566 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Козлова М.А. «Мертвый Брюгге» Жоржа Роденбаха: от «фото-романа» к кинотексту. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(6):140-148. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-6-140-148

For citation: Kozlova M.А. “Brugge the dead” by Georges Rodenbach. From photo-novel to the cinematic adaptation. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(6):140-148. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-6-140-148

Просмотров: 127

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)