Советский агитационный фарфор: идеология vs искусство


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-86-97

Полный текст:




Аннотация

Объектом исследования данной статьи является советский агитационный фарфор, производимый в самом начале становления советской России. В работе рассмотрено начало формирования нового фарфорового производства после Октябрьской революции 1917 г., которое происходило в рамках плана советской монументальной пропаганды. Этот план был разработан вождем революции В.И. Лениным. Также проанализирована трансформация художественных приемов и образов, наносимых на изделия из «белого золота». Изображение на тарелках, вазах, чашках коммунистических лозунгов, символики и портретов революционных деятелей положило начало формированию такого уникального явления, как агитационный фарфор, который должен был воспитывать советских граждан в контексте политики партии. Над его созданием трудились лучшие отечественные художники и скульпторы первой четверти XX в. Поэтому агитфарфор получился высокохудожественным, что явилось причиной его успеха на международных выставках и популярности среди зарубежных коллекционеров. Однако данный факт в совокупности со сложностью производства сформировал высокую стоимость изделий. Это не позволило тарелкам и чашкам с призывами партии и портретами вождей пролетариата проникнуть в широкие слои населения и вести идеологическую пропаганду на бытовом уровне. Вместе с тем посредством экспонируемой за рубежом продукции была произведена демонстрация советской атрибутики и культуры в целом, что благоприятно повлияло на признание новой России за рубежом как объективной реальности.

Об авторе

Е. В. Лукьяненко
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Егор В. Лукьяненко

199034,  Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5



Список литературы

1. Баютова 2021 – Баютова М.С. Искусство на службе у власти: создание «нового человека» (на примере советского агитационного фарфора 1920-х годов) // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13. № 1. Ч. 2. С. 442–456.

2. Васильева, Мичкова 2017 – Васильева М.Е., Мичкова Д.А. Советское агитационно-массовое искусство 1920-х гг.: Плакат и фарфор // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. 179 с.

3. Лаврова 2017 – Лаврова И.А. Советский агитационный фарфор как новое слово в искусстве // Синергия наук. 2017. № 15. С. 659–663.

4. Малинина 2018 – Малинина Т.Г. Культурные палимпсесты: их проявление и прочтение в архитектурно-художественных текстах советского времени // Артикульт. 2018. № 1 (29). С. 75–96.

5. Поортен 1924 – Поортен Т. Техника производства фарфора // Русский художественный фарфор: Сб. ст. о Государственном фарфоровом заводе / Под ред. Э. Голлербаха, М. Фармаковского. Л.: Гос. изд-во, 1924. С. 24–32.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лукьяненко Е.В. Советский агитационный фарфор: идеология vs искусство. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(7):86-97. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-86-97

For citation: Luk’yanenko E.V. Soviet propaganda porcelain: ideology vs art. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(7):86-97. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-86-97

Просмотров: 189

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)