Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

«Почему я оказался здесь?»: пространство потерянной идентичности в пьесах «Три сестры» А.П. Чехова и «Черная пурга» А.А. Букреевой

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-34-44

Аннотация

В статье предпринята попытка изучения соотношения проблем художественного пространства и идентичности персонажа в драматургическом произведении на материале пьес ≪Три сестры≫ А.П. Чехова и ≪Черная пурга≫ А.А. Букреевой. Анализ базируется на отдельных положениях разработанной М.М. Бахтиным теории хронотопа. В работе рассматриваются мотивная структура, определенным образом формирующая художественное пространство, в частности мотивы верха и низа, отдельные характеристики организации пространства и времени, такие как замкнутость, ≪корпускулярность≫, цикличность. Проводится анализ комплексных связей между местом нахождения и способом самоопределения героя, между особенностями структуры пространства и тем, каким образом персонаж воспринимает это пространство и самого себя в его границах. Драматургическая природа произведения диктует свою специфику организации сценического и внесценического пространства, и особая семантическая значимость внесценического хронотопа определяет дополнительный вектор оценки мира внутренних переживаний героя в связи с его восприятием пространства, в котором происходит действие. Целью данной работы является соотнесение подходов двух драматургов к экзистенциальным аспектам художественного пространства и к проблеме корреляции между идентичностью человека и тем миром, в котором он по той или иной причине оказался.

Об авторе

Е. А. Маряхина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Елена А. Маряхина, соискатель

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бахтин 1975 – Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 234–407.

2. Кеидия 2012 – Кеидия К.З. Философское понимание самоидентификации в бытийной структуре личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 1 (137). С. 50–51. URL: http://vestnik.osu.ru/2012_1/9.pdf (дата обращения 22 января 2023).

3. Кофман 2013 – Кофман А.Ф. Художественное пространство и время в драмах Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» // Культура и искусство. 2013. № 5(17). С. 516–524. URL: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=26258 (дата обращения 22 января 2023).

4. Лотман 1988 – Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 251–292.

5. Малютина, Маронь 2019 – Малютина Н., Маронь А. Проблема культурной (само) идентификации героя в новейшей постсоветской драме: переформатировка. Краков: Collegium Columbinum, 2019. 220 с. (Библиотека Традиции, № 163)

6. Скафтымов 1972 – Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.: Художественная литература, 1972. С. 404–435.

7. Топоров 1983 – Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура / Отв. ред. Т.В. Цивьян. М., 1983. С. 227–284.

8. Тюпа 2014 – Тюпа В.И. Перформативные основания лирики // Сборник трудов XLII Международной филологической конференции. СПб.: Изд-во СанктПетербургского государственного университета, 2014. С. 306–314.

9. Тютелова 2012 – Тютелова Л.Г. Провинциальное пространство в драматургии Чехова и Горького («Три сестры» и «Варвары») // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Филология. Журналистика». 2012. Т. 12. Вып. 1. С. 76–81.

10. Чудаков 2016 – Чудаков А.П. Поэтика Чехова: Возникновение и утверждение. СПб.: Азбука-Аттикус, 2016. 704 с.

11. Щербинин 2006 – Щербинин Ж. Чехов и срединное пространство: «Дама с собачкой» // Чеховские чтения в Оттаве: Сборник научных трудов. Тверь; Оттава: Лилия Принт, 2006. С. 112–123.


Рецензия

Для цитирования:


Маряхина Е.А. «Почему я оказался здесь?»: пространство потерянной идентичности в пьесах «Три сестры» А.П. Чехова и «Черная пурга» А.А. Букреевой. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(3):34-44. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-34-44

For citation:


Mariakhina E.A. “How did I happen to be here?” Space of lost identity in “Three Sisters” by Anton Chekhov and “The Black Snowstorm” by Anastasia Bukreeva. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(3):34-44. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-34-44

Просмотров: 146


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)