Активизация зрителя в современном театре: семиотический и перформативный аспекты

Полный текст:


Аннотация

В исследованиях современного театра (постдраматического, если воспользоваться термином, предложенным Х.-Т. Леманом, или в состоянии «после перформативного поворота» по Э. Фишер-Лихте) особое внимание уделяется описанию активизации зрителя как действующего субъекта, как со-творца. В первую очередь теоретиков интересует перформативный аспект, связанный с телесностью актеров и зрителей и с изменениями условий театральной коммуникации. В статье акцент делается на смыслообразовании как на сложном процессе, способствующем вовлечению зрителя, и на том, как «открытые» театральные произведения конструируют (но никогда не предопределяют до конца, во всех возможных вариантах) зрительскую активность. При этом семиотическое и перформативное измерения спектакля не противопоставляются в жесткой оппозиции. В качестве кейса выбран спектакль «Лестничная клетка» театра «Около дома Станиславского».

Об авторе

Галина Андреевна Шматова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Rancière J. Le spectateur émancipé. P.: La fabrique editions, 2008. P. 18.

2. Маринетти Ф.Т. Музик-холл // Манифесты итальянского футуризма. М.: Тип. русскаго тов-ва, 1914. С. 77.

3. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: Фонд развития драматического искусства, 2013.

4. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: Канон-плюс, 2015.

5. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.

6. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2007. С. 13.

7. Годер Д. Вершинины на лестничной клетке // Русский журнал [Электронный ресурс]. URL: http://www.russ.ru/pole/Vershininy-na-lestnichnoj-kletke (дата обращения: 01.09.2015).

8. Погребничко Ю. Театр, может, штука и никчемная, но какая-то легкая… Ну как цветы // Афиша [Электронный ресурс]. URL: http://vozduh.afisha.ru/art/teatr-mozhet-shtuka-i-nikchemnaya-no-kakayato-legkaya-nu-kak-cvety/ (дата обращения: 30.08.2015).

9. Петрушевская Л. Лестничная клетка // Петрушевская Л. Три девушки в голубом. М.: Искусство, 1989. С. 202.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Шматова Г.А. Активизация зрителя в современном театре: семиотический и перформативный аспекты. Вестник РГГУ Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016;(2):106-119.

For citation: Shmatova G. An activation of the spectator in contemporary theatre: semiotic and performative aspects. RSUH/RGGU BULLETIN. Series: History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies. 2016;(2):106-119. (In Russ.)

Просмотров: 28

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)