«Игра природы»: раковина как пластический мотив в древнегреческом искусстве
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-1-155-168
Аннотация
В статье предлагается рассмотреть, как используется мотив раковины древнегреческими мастерами и как интерпретируется и обыгрывается природная форма в произведениях искусства. Раковины стали распространенным мотивом античного искусства за счет пластического и визуального разнообразия, ассоциативной активности, а также «интригующего» аспекта чего-то скрытого внутри внешней оболочки. На примерах объемной трактовки мотива выявлено три художественные ситуации: раковина-вместилище как часть сосуда, раковина как самостоятельное вместилище и раковина как пластический мотив на сосуде.
Особое внимание заслуживают сосуды, в которых творчески соединяется сам объем сосуда и идея раковины как вместилища: пластические арибаллы, лекифы и другие типы (иногда с включением миниатюрной скульптурной группы, например с рождением Афродиты), а также керамические и металлические двустворчатые пиксиды. Уникальное место занимают в этом кругу мраморные раковины, вырезанные из одного куска камня, подражающие сложной форме «пеликаньей ноги».
Ключевые слова
Об авторе
Т. П. КишбалиРоссия
Тамаш Петер Кишбали, кандидат искусствоведения
119192, Москва, Ломоносовский пр-кт, д. 27, корп. 4
Список литературы
1. Berg 2011 – Berg I. Towards a conceptualisation of the sea: artefacts, iconography and meaning // The seascape in Aegean prehistory / Ed. by G. Vavouranakis. Athens: The Danish Institute at Athens, 2011. P. 119–137.
2. Caubet 2014 – Caubet A. Tridacna shells // Assyria to Iberia at the dawn of the Classical Age / Eds.by J. Aruz, S.B. Graff, Ye. Rakic. N.Y.: Metropolitan Museum of Art, 2014. P. 163–166.
3. Chamay 1990 – Chamay J. Aphrodite naissant de la coquille // Genava: revue d’histoire de l’art et d’archéologie. 1990. No. 38. P. 81–86.
4. Gaunt 2018 – Gaunt J. The classical marble Pyxis and Dexilla’s dedication // AMILLA. The quest for excellence. Studies presented to Guenter Kopcke in celebration of his 75th birthday / Ed. by R.B. Koehl. Philadelphia: INSTAP Academic Press, 2018. P. 381–398.
5. Greco, Vecchio 1992 – Archeologia e territorio. Ricognizioni, scavi e ricerche nel Cilento / A cura di G. Greco, L. Vecchio. Laureana Cilento: Edizioni dell’Alento, 1992. 188 p.
6. Hood 1978 – Hood S. The arts in Prehistoric Greece. L.; New Haven: Yale University Press, 1978. 311 p.
7. Huysecom-Haxhi 2019 – Huysecom-Haxhi S. Aphrodite, coming of age and marriage: contextualisation and reconsideration of the nude young women kneeling in a shell // Hellenistic and Roman terracottas / Ed. by G. Papantoniou, D. Michaelides, M. Dikomitou-Eliadou. Leiden; Boston: Brill, 2019. P. 259–271.
8. Lapatin 2021 – Lapatin K. Beyond ceramics and stone. The iconography of the precious // Images at the crossroads. Media and meaning in Greek Art / Ed. by J.M. Barringer, F. Lissarrague. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2021. P. 400–418.
9. Moorey 1994 – Moorey P.R.S. Ancient Mesopotamian materials and industries. The archaeological evidence. Oxford: Clarendon Press, 1994. 414 p.
10. Nankov 2011 – Nankov E. Berenike bids farewell to Seuthes III: The silver-gilt scallop shell Pyxis from the Golyama Kosmatka Tumulus // Archaeologia Bulgarica. 2011. Vol. 15. No. 3. P. 1–22.
11. Stucky 1974 – Stucky R.A. The engraved tridacna shells. São Paulo: Museu de arqueologia e etnologia, Universidade de São Paulo, 1974. 109 p.
Рецензия
Для цитирования:
Кишбали Т.П. «Игра природы»: раковина как пластический мотив в древнегреческом искусстве. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(1(2)):155-168. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-1-155-168
For citation:
Kisbali T.P. “Ludus naturae”: shells as sculpted motifs in Ancient Greek art. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(1(2)):155-168. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-1-155-168