Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

«Игра природы»: раковина как пластический мотив в древнегреческом искусстве

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-1-155-168

Аннотация

В статье предлагается рассмотреть, как используется мотив раковины древнегреческими мастерами и как интерпретируется и обыгрывается природная форма в произведениях искусства. Раковины стали распространенным мотивом античного искусства за счет пластического и визуального разнообразия, ассоциативной активности, а также «интригующего» аспекта чего-то скрытого внутри внешней оболочки. На примерах объемной трактовки мотива выявлено три художественные ситуации: раковина-вместилище как часть сосуда, раковина как самостоятельное вместилище и раковина как пластический мотив на сосуде.
Особое внимание заслуживают сосуды, в которых творчески соединяется сам объем сосуда и идея раковины как вместилища: пластические арибаллы, лекифы и другие типы (иногда с включением миниатюрной скульптурной группы, например с рождением Афродиты), а также керамические и металлические двустворчатые пиксиды. Уникальное место занимают в этом кругу мраморные раковины, вырезанные из одного куска камня, подражающие сложной форме «пеликаньей ноги».

Об авторе

Т. П. Кишбали
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Тамаш Петер Кишбали, кандидат искусствоведения

119192, Москва, Ломоносовский пр-кт, д. 27, корп. 4



Список литературы

1. Berg 2011 – Berg I. Towards a conceptualisation of the sea: artefacts, iconography and meaning // The seascape in Aegean prehistory / Ed. by G. Vavouranakis. Athens: The Danish Institute at Athens, 2011. P. 119–137.

2. Caubet 2014 – Caubet A. Tridacna shells // Assyria to Iberia at the dawn of the Classical Age / Eds.by J. Aruz, S.B. Graff, Ye. Rakic. N.Y.: Metropolitan Museum of Art, 2014. P. 163–166.

3. Chamay 1990 – Chamay J. Aphrodite naissant de la coquille // Genava: revue d’histoire de l’art et d’archéologie. 1990. No. 38. P. 81–86.

4. Gaunt 2018 – Gaunt J. The classical marble Pyxis and Dexilla’s dedication // AMILLA. The quest for excellence. Studies presented to Guenter Kopcke in celebration of his 75th birthday / Ed. by R.B. Koehl. Philadelphia: INSTAP Academic Press, 2018. P. 381–398.

5. Greco, Vecchio 1992 – Archeologia e territorio. Ricognizioni, scavi e ricerche nel Cilento / A cura di G. Greco, L. Vecchio. Laureana Cilento: Edizioni dell’Alento, 1992. 188 p.

6. Hood 1978 – Hood S. The arts in Prehistoric Greece. L.; New Haven: Yale University Press, 1978. 311 p.

7. Huysecom-Haxhi 2019 – Huysecom-Haxhi S. Aphrodite, coming of age and marriage: contextualisation and reconsideration of the nude young women kneeling in a shell // Hellenistic and Roman terracottas / Ed. by G. Papantoniou, D. Michaelides, M. Dikomitou-Eliadou. Leiden; Boston: Brill, 2019. P. 259–271.

8. Lapatin 2021 – Lapatin K. Beyond ceramics and stone. The iconography of the precious // Images at the crossroads. Media and meaning in Greek Art / Ed. by J.M. Barringer, F. Lissarrague. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2021. P. 400–418.

9. Moorey 1994 – Moorey P.R.S. Ancient Mesopotamian materials and industries. The archaeological evidence. Oxford: Clarendon Press, 1994. 414 p.

10. Nankov 2011 – Nankov E. Berenike bids farewell to Seuthes III: The silver-gilt scallop shell Pyxis from the Golyama Kosmatka Tumulus // Archaeologia Bulgarica. 2011. Vol. 15. No. 3. P. 1–22.

11. Stucky 1974 – Stucky R.A. The engraved tridacna shells. São Paulo: Museu de arqueologia e etnologia, Universidade de São Paulo, 1974. 109 p.


Рецензия

Для цитирования:


Кишбали Т.П. «Игра природы»: раковина как пластический мотив в древнегреческом искусстве. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(1(2)):155-168. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-1-155-168

For citation:


Kisbali T.P. “Ludus naturae”: shells as sculpted motifs in Ancient Greek art. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(1(2)):155-168. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-1-155-168

Просмотров: 166


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)