Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Особенности лингводидактического подхода к работе с текстом при обучении русскому языку инофонов – будущих юристов-международников

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-8-135-149

Аннотация

   В статье представлена функционально-коммуникативная модель работы с профессиональным текстом в процессе усвоения и продуцирования языкового тезауруса международно-правовой тематики на русском языке в иностранной аудитории на продвинутом этапе обучения.

   Цель исследования заключается в разработке комплексного методически обоснованного подхода к процессу обучения языку специальности, в нашем случае – языку будущего специалиста в области международного права и международных отношений.

   В основу исследования положен междисциплинарный подход к изучаемой проблематике, так как формирование профессиональных компетенций у иностранных учащихся происходит на русском языке, являющемся средством получения специальности. К общенаучным методам познания, применявшимся в данном исследовании, относятся наблюдение и анализ текстового и языкового материала, эксперимент в целях апробации разработанной методики, а также анализ полученных результатов. В статье обоснован комплексный подход к изучению профессионально ориентированного текста, описаны грамматические, лексические и понятийные трудности, характерные для профессиональных неадаптированных текстов и препятствующие их продуцированию инофонами. Отобранный лексический материал, на базе которого был проведен анализ комплексного подхода, ранее не включался в подобные исследования. В заключении статьи приведены результаты экспериментального итогового тестирования учащихся, свидетельствующие о продуктивности описанной комплексной методической модели обучения.

Об авторе

А. Б. Недосугова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Анастасия Б. Недосугова, кандидат филологических наук, доцент

125047

Миусская пл., д. 6

Москва



Список литературы

1. Авдеева 2017 – Авдеева И.Б. Стратегии обучения иностранных учащихся инженерного профиля чтению аутентичных текстов научного стиля // Мир русского слова. 2017. № 2. С. 67–78.

2. Балыхина и др. 2017 – Балыхина Т.М., Нетёсина М.С., Юрманова С.А. Лингводидактическое исследование содержания концептов в когнитивном пространстве текстов конкретной языковой личности // Вестник славянских культур. 2017. Т. 43. С. 196–207.

3. Василишина, Пугачев 2012 – Василишина Т.И., Пугачев И.А. Обучение иностранных учащихся семантико-грамматической структуре научного текста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2012. № 4. С. 53–58.

4. Всеволодова 2007 – Всеволодова М.В. О ключевых проблемах категоризации текста // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2007. № 2. С. 7–31.

5. Гальперин 2005 – Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования: Монография. 3-е изд., стер. М.: УРСС, 2005.

6. Джейлан, Эдасеваль 2020 – Эдасеваль Джейлан. Нарушение принципа невмешательства // Молодой ученый. 2020. № 32 (322). С. 116–118. URL: https://moluch.ru/archive/322/73063/ (дата обращения 9 мая 2023).

7. Клобукова 2018 – Клобукова Л.П. Профессионально ориентированное обучение и тестирование по русскому языку как иностранному: вчера, сегодня, завтра // Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме: Колл. монография / Е.Л. Бархударова, Д.Б. Гудков, Л.П. Клобукова, Л.В. Красильникова, И.В. Одинцова, Ф.И. Панков. М.: МАКС Пресс, 2018. С. 75–94.

8. Клобукова 1995 – Клобукова Л.П. Лингвометодические основы обучения иностранных студентов-нефилологов гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы : Дис. … д-ра пед. наук. М., 1995.

9. Ларионова 2012 – Ларионова А.А. Текст как единица обучения иностранных студентов русскому языку // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 11. С. 344–348.

10. Марков 2002 – Марков В.Т. Лингводидактическое описание учебного текста и технология обучения речевому общению иностранных студентов гуманитарного профиля в основных видах и актах речи: Монография. М.: МАКС-Пресс, 2002.

11. Мотина 1988 – Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Русский язык, 1988.

12. Недосугова 2016 – Недосугова А.Б. Прагматический подход к формированию русской языковой личности в новой социокультурной реальности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2016. № 3. С. 30–35.

13. Пассов 2010 – Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Книга 1. Елец, 2010. 543 с.

14. Сокол, Пахомова 2015 – Сокол М.А., Пахомова Н.Е. Слово и текст: читаем тексты по специальности на уроках русского языка как иностранного // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2015. № 4. С. 58–62.

15. Тёрёчик 2012 – Тёрёчик Л.Б. Текст как средство обучения русскому языку как иностранному: фреймовый подход: начальный этап обучения : Дис. … канд. пед. наук. М., 2012.

16. Щукин 2013 – Щукин А.Н. Методы обучения в истории преподавания русского языка как иностранного (теория и практика) // Обучение иностранным языкам. 2013. Т. 40. № 1. С. 107–111.


Рецензия

Для цитирования:


Недосугова А.Б. Особенности лингводидактического подхода к работе с текстом при обучении русскому языку инофонов – будущих юристов-международников. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(8):135-149. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-8-135-149

For citation:


Nedosugova A.B. Features of the linguodidactical approach to working with text when learning the russian language of inophones – future international lawyers. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(8):135-149. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-8-135-149

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)