Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Дидактический и лингвистический компоненты педагогической стратегии фасилитации на онлайн-уроках по РКИ

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-8-150-167

Аннотация

   В рамках ведущего коммуникативного метода обучения языку центром урока является общение. Однако исследователи и преподаватели-практики отмечают особенности и ограничения дистанционной формы, в частности, формата синхронных онлайн-уроков, которые проявляются в недостаточном объеме речи учащихся. В статье аргументируется положение о необходимости применения специальных педагогических стратегий как ключевого способа реализации коммуникативного подхода на онлайн-занятиях по РКИ. Описаны основные характеристики компетенции фасилитатора в аспекте обучения РКИ. Вводится понятие педагогической стратегии фасилитации как способа преодоления трудностей в онлайн-коммуникации и создания продуктивной коммуникативной среды на онлайн-уроке. Описываются ее основные компоненты: дидактический и лингвистический, а также представлен функциональный язык коммуникативной стратегии взаимодействия, который должен быть усвоен учащимися. Дидактический компонент проиллюстрирован конкретными педагогическими приемами в рамках данной стратегии, способствующими формированию коммуникативной среды. Кроме того, приводится список речевых действий и соответствующих им речевых формул, обучение которым необходимо для успешного взаимодействия в учебной синхронной онлайн-коммуникации. Показаны первые результаты, полученные в ходе качественного исследования, направленного на повышение эффективности онлайн-коммуникации на занятиях по РКИ. Исследование призвано внести вклад в цифровую лингводидактику РКИ и повысить успешность проектирования продуктивной образовательной среды в онлайн-обучении.

Об авторе

К. Е. Родионова
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Россия

Ксения Е. Родионова, магистр

117485

ул. Академика Волгина, д. 6

Москва



Список литературы

1. Алкснит и др. 2023 – Алкснит Н.А., Ляшенко Т.В., Лебедева М.Ю. Синхронный онлайн-урок как коммуникативное событие: анализ учебного дискурса корпуса Rutoc // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве : Сб. науч. статей по мат-м Междунар. науч.-практич. конф., Санкт-Петербург, 9–29 марта 2023 года / РГПУ им. А.И. Герцена, Институт информационных технологий и технолог. образ. СПб.: Центр науч.-информ. технологий «Астерион», 2023. С. 23–29.

2. Лебедева 2020 – Лебедева М.Ю. Опыт экстренного дистанционного обучения с позиций учебной коммуникации // Цифровое образование. XXI век : Сб. ст. и тезисов по итогам III Междунар. науч.-практич. конф. Санкт-Петербург, 20–21 октября 2020 г. / Под ред. Р.Д. Гимранова, Г.В. Егорова. СПб.: Свое издательство, 2020. С. 6–8.

3. Лебедева и др. 2022 – Лебедева М.Ю., Лапошина А.Н., Алкснит Н.А., Ляшенко Т.В. RuTOC: корпус онлайн-уроков по русскому языку как иностранному // Филологический класс. 2022. Т. 27. № 2. С. 19–29.

4. Лебедева 2022 – Лебедева М.Ю. Доказательный поворот в лингводидактике русского языка // Русский язык за рубежом. 2022. № 5. С. 4–9.

5. Лебедева, Куваева 2020 – Лебедева М.Ю., Куваева А.С. Синхронный онлайн-урок по РКИ как особая форма обучения в цифровой среде // Русский язык за рубежом. 2020. № 2. С. 27–33.

6. Лебедева, Родионова 2023 – Лебедева М.Ю., Родионова К.Е. Сплотить онлайн-группу: социально-коммуникативные факторы эффективности дистанционного обучения // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве : Cб. науч. статей по мат-м Междунар. науч.-практич. конф. Санкт-Петербург, 9–29 марта 2023 г. / РГПУ им. А.И. Герцена, Институт информационных технологий и технолог. образ. СПб.: Центр науч.-информ. технологий «Астерион», 2023. С. 59–64.

7. Полевая, Ситникова 2021 – Полевая Н.М., Ситникова В.В. Онлайн-коммуникации в условиях виртуальной образовательной среды вуза // Преподаватель XXI век. 2021. № 3. Ч. 1. С. 43–54.

8. Родионова 2022 – Родионова К.Е. Онлайн-уроки РКИ, которые нравятся студентам: количественное исследование факторов удовлетворенности синхронным онлайн-обучением // Русский язык за рубежом. 2022. № 5. С. 81–89.

9. Сумина 2006 – Сумина В.Е. Развитие умений фасилитации общения у студентов в процессе овладения иноязычной речью: Дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 189 с.

10. Фаркова, Барановская 2014 – Фаркова Т.В., Барановская Ю.Л. Фасилитация как средство активизации учебной работы студентов при обучении иностранным языкам // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 9. С. 347–351.

11. Compton 2009 – Compton L.K. L. Preparing language teachers to teach language online: a look at skills, roles, and responsibilities // Computer Assisted Language Learning. 2009. Vol. 22. № 1. P. 73–99.

12. Garrison D.R. 2016 – Garrison D.R. E-learning in the 21st century: A community of inquiry framework for research and practice. Taylor & Francis, 2016. 201 p.

13. Krashen 1992 – Krashen S.D. The input hypothesis: An update // Linguistics and language pedagogy: The state of the art. 1992. P. 409–431.

14. Moore 2013 – Moore M. The theory of transactional distance // Handbook of distance education. 3rd ed. Routledge. 2013. P. 84–103.

15. Rovai 2007 – Rovai A.P. Facilitating online discussions effectively // The Internet and Higher Education. 2007. № 10 (1). P. 77–88.

16. Sowell 2017 – Sowell J. Good Instruction-Giving in the Second-Language Classroom // English Teaching Forum. 2017. Т. 55. № 3. P. 10–19.


Рецензия

Для цитирования:


Родионова К.Е. Дидактический и лингвистический компоненты педагогической стратегии фасилитации на онлайн-уроках по РКИ. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(8):150-167. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-8-150-167

For citation:


Rodionova K.E. Didactic and linguistic components of the pedagogical strategy of facilitation in online RFL learning. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(8):150-167. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-8-150-167

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)