Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Значение волос в обрядах родильно-крестильного цикла (на восточнославянском материале)

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-6-27-38

Аннотация

В статье рассматриваются обряды, совершаемые с волосами новорожденного; предпринимается попытка их семантической и функциональной классификации. Ключевой вопрос, затронутый в статье, – вопрос о «бесполой» природе ребенка. Автор пытается оспорить существующую точку зрения и показать, что выявленная исследователями «бесполость» характеризует социальный и обрядовый статус ребенка, но никак не является его физиологической характеристикой в традиционной культуре. Представление о новорожденном как о существе мужского или женского пола представляется исходной данностью, которая и определяет содержание обряда первого пострижения волос. Выделяется три основных варианта соотнесенности пола ребенка и соответствующих ему обрядовых действий с волосами. Первая группа случаев: с мальчиками и девочками во время обряда первой стрижки могли совершать одно и то же действие (подкладывать под голову различные предметы, символизирующие мужское или женское начало). Вторая группа случаев: мальчикам стригут волосы, а девочкам заплетают первую косу или когда мальчиков и девочек стригли по-разному. Третья группа случаев: ребенка вне зависимости от пола сажали на шубу, вывернутую мехом наружу, и крестообразно выстригали некоторое количество волос. Делается вывод о том, что обряд первого пострижения есть первый шаг в приобщении ребенка к культуре данного сообщества, когда он изымается из области хаотического и становится частью упорядоченного социума. Однако волосы как неотъемлемая часть человеческого облика продолжает оставаться символом связи человека с неким потусторонним началом.

Об авторе

С. К. Мамонова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Светлана К. Мамонова

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Анашкина 2001 – Анашкина Г.П. Традиции и новации в этнической культуре (на примере родинной обрядности русского населения Ульяновской области) // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры / Под ред. С.Ю. Неклюдова; сост. Е.А. Белоусова. М.: РГГУ, 2001. С. 202–216.

2. Байбурин 1991 – Байбурин А.К. Обрядовые формы половой идентификации детей // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Под ред. А.К. Байбурина, И.С. Кона. СПб.: Наука, 1991. С. 257–265.

3. Байбурин 1993 – Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. 238 с.

4. Бернштам 1988 – Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988. 277 с.

5. Вавилова 2008 – Вавилова М.А. Вологодский фольклор: семейные обряды. Вологда [Б. и.], 2008. 157 с.

6. Геннеп 1999 – Геннеп А., ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 1999. 198 с.

7. Кабакова 2001a – Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М.: Ладомир, 2001. 335 с.

8. Кабакова 2001b – Кабакова Г.И. Отец и повитуха в родильной обрядности Полесья // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. М.: РГГУ, 2001. С. 107–129.

9. Корнишина 2001 – Корнишина Г.А. Традиционные обряды детского цикла у мордвы // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. М.: РГГУ, 2001. С. 79–92.

10. Мадлевская 2002 – Мадлевская Е.Л. Девичья красота и социовозрастной статус девушки в традиционной культуре русских // Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве / Под ред. И.Ф. Даниловой. СПб.: Европейский дом, 2002. С. 88–102.

11. Мадлевская 2005 – Мадлевская Е.Л. Коса // Мужики и бабы: Мужское и женское в русской традиционной культуре / Науч. ред. И.И. Шангина. СПб.: Искусство-СПб., 2005. С. 275–279.

12. Неклюдов 2016 – Неклюдов С.Ю. Темы и вариации. М.: Индрик, 2016. 520 с. (Литература как традиция)

13. Сурхаско 1985 – Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел. Л.: Наука, 1985. 172 с.

14. Цивьян 1991 – Цивьян Т.В. Оппозиция мужской/женский и ее классифицирующая роль в модели мира // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Под ред. А.К. Байбурина, И.С. Кона. СПб.: Наука, 1991. C. 77–92.

15. Чухина 2004 – Чухина А.А. Свадьба, родины и похороны в Каргополье // Живая старина. 2004. № 2. С. 49–51.


Рецензия

Для цитирования:


Мамонова С.К. Значение волос в обрядах родильно-крестильного цикла (на восточнославянском материале). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(6):27-38. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-6-27-38

For citation:


Mamonova S.K. The value of hair in childbirth and baptismal rites (based on the East Slavic material). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(6):27-38. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-6-27-38

Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)