К вопросу о герменевтических параметрах художественного слова («Полководец» А.С. Пушкина)


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5-22-31

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена выявлению и описанию особенностей инкарнации смысла в словесной структуре литературного произведения. Несмотря на то что изучение языка художественной литературы имеет давнюю историю, связь словесной организации с особенностями актуализации художественного смысла в литературном произведении остается недостаточно ясной и нуждается в изучении. Цель данной статьи – исследование того, как инкарнация смысла отражается в словесной организации произведения. Под инкарнацией смысла понимается его «претворение» в бытие героя в акте эстетической коммуникации. В качестве материала исследования выбрано стихотворение А.С. Пушкина «Полководец», так как в нем посредством художественного слова изображается произведение, относящееся к другому – несловесному – виду искусства, а именно к живописи. В результате анализа «Полководца» выявляется ряд особенностей актуализации художественного смысла в словесной структуре произведения, а именно: 1) связь инкарнации смысла, с одной стороны, с онтологизацией слова, с другой стороны – с вербализацией изображенного бытия; 2) усиление репрезентативности инкарнированного смысла; 3) явное противопоставление дискретности словесной структуры и непрерывности художественного смысла; 4) актуализация коммуникативного характера изображенного бытия.

Об авторе

Ю. В. Подковырин
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Юрий В. Подковырин, кандидат филологических наук, доцент

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Кожинов 1971 – Кожинов В.В. Литература и слово (методологические заметки) // Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971. С. 320–328.

2. Подковырин 2022 – Подковырин Ю.В. Инкарнация смысла литературного произведения. М.: Эдитус, 2022. 202 с.

3. Тюпа 2018 – Тюпа В.И. Инкарнация смысла («Рождество» Набокова) // Производство смысла: Сб. статей и материалов памяти Игоря Владимировича Фоменко. Тверь, 2018. С. 333–342.

4. Фещенко 2022 – Фещенко В. Язык в языке: Художественный дискурс и основания лингвоэстетики. М.: НЛО, 2022. 368 с.

5. Фуксон 2018 – Фуксон Л.Ю. Толкования: Сб. статей. Кемерово: КемГУ, 2018. 199 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Подковырин Ю.В. К вопросу о герменевтических параметрах художественного слова («Полководец» А.С. Пушкина). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(5):22-31. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5-22-31

For citation: Podkovyrin Y.V. On the question of hermeneutic parameters of the artistic word (“Military leader” by A.S. Pushkin). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(5):22-31. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5-22-31

Просмотров: 116

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)