Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск
№ 5 (2023)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5

ФИЛОЛОГИЯ

12-21 125
Аннотация

Статья посвящена одной из мало исследованных нарратологических категорий, привлеченных в нарратологию из риторики. На фоне исторически наиболее продуктивных этосов покоя, долга и желания внимание сосредоточено на этосе совести, ранее нарратологически не исследовавшемся. Впервые в качестве этоса совесть обнаруживается в нарративах Нового Завета. В художественной литературе этос совести ярко проявился в русском классическом романе (особенно у Достоевского). Встречается он и в современной романистике, не порывающей с классическими традициями.

22-31 121
Аннотация
Статья посвящена выявлению и описанию особенностей инкарнации смысла в словесной структуре литературного произведения. Несмотря на то что изучение языка художественной литературы имеет давнюю историю, связь словесной организации с особенностями актуализации художественного смысла в литературном произведении остается недостаточно ясной и нуждается в изучении. Цель данной статьи – исследование того, как инкарнация смысла отражается в словесной организации произведения. Под инкарнацией смысла понимается его «претворение» в бытие героя в акте эстетической коммуникации. В качестве материала исследования выбрано стихотворение А.С. Пушкина «Полководец», так как в нем посредством художественного слова изображается произведение, относящееся к другому – несловесному – виду искусства, а именно к живописи. В результате анализа «Полководца» выявляется ряд особенностей актуализации художественного смысла в словесной структуре произведения, а именно: 1) связь инкарнации смысла, с одной стороны, с онтологизацией слова, с другой стороны – с вербализацией изображенного бытия; 2) усиление репрезентативности инкарнированного смысла; 3) явное противопоставление дискретности словесной структуры и непрерывности художественного смысла; 4) актуализация коммуникативного характера изображенного бытия.
32-40 78
Аннотация
Созданный М.М. Бахтиным термин «полифонический роман» сделал концепцию полифонии как сложного сочетания равноправных голосов общим местом достоеведения. Однако эпоху Бахтина и эпоху Достоевского разделяет как минимум полстолетия, за которое радикально изменились концепции различных видов искусства, в том числе музыкального. При этом только некоторое время назад была поднята проблема того, что можно считать полифонией в эти две эпохи и насколько эти два явления тождественны. В данной статье художественный метод Достоевского будет описываться с помощью двух терминов – мимикрия и многоголосие, которое мы отличаем от полифонии. Основным принципом работы Достоевского с идеями является именно мимикрия – попытка идеологов притвориться тем, что они не есть, замаскировать ложные идеи под истинные. «Многоголосие» же означает особый повествовательный прием Достоевского – объединение в ряде высказываний нескольких голосов, что особенно важно для интерпретации как прямо атрибутированных, так и скрытых цитат в произведениях писателя. Именно через различение этих голосов выявляется задача текста и та истинная идея, под которую мимикрируют ложные идеи антигероев Достоевского.
41-51 79
Аннотация

В статье анализируются сцены в театре, представленные в романах «Петербургские трущобы» В.В. Крестовского и «Война и мир» Л.Н. Толстого. С точки зрения автора, символическое пространство театра в этих и других романах XIX в. предстает как емкая модель социума, а стратегии изображения персонажей в этом хронотопе, как правило, преследует социально-критические цели. Разбор конкретных текстов с опорой на концепции социального воображаемого и социальной драматургии позволяет выявить специфику художественного моделирования социальности в рассмотренных текстах.

52-62 89
Аннотация
В статье анализируются особенности функционирования категории «события» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Событийность рассматривается как на уровне «ментальном» (связанном с личными переживаниями персонажей), так и «историческом»: в обоих случаях повествователем используются понятия «случайности», «причинности» и «необходимости», значение которых варьируется в зависимости от контекста и, что немаловажно, реализуются в поэтике романного нарратива. Для анализа парадоксальной природы события в «Войне и мире» применяется концепт «контингентности», позволяющий учесть сложное соотношение «свободы» и «необходимости» в структуре романа.
63-76 103
Аннотация
В статье рассматривается контекст, создаваемый двумя произведениями А.П. Чехова – рассказом «Невеста» и комедией «Вишневый сад». Основанием для контекстуализации являются переклички между текстами (как сугубо текстуальные, так и на уровне художественных приемов), способствующие экспликации авторского мироощущения. Показывается, что контексты, формируемые отдельными чеховскими текстами, пересечения между которыми возможны по тем или иным параметрам, позволяют объемнее представить смыслы, не всегда должным образом заметные в текстах, взятых по отдельности.
77-90 90
Аннотация

В статье изучаются и комментируются военные очерки, написанные советским прозаиком и фронтовым корреспондентом В.С. Гроссманом во второй половине 1944 г., во время наступления Красной Армии. Очерки цитируются по газетным и журнальным изданиям.

91-100 132
Аннотация

Статья посвящена описанию и анализу телесных категорий, возникающих в творчестве советского неподцензурного прозаика Павла Улитина. Хотя за писателем и закрепилось амплуа одного из самых «музыкальных» писателей самиздата, тексты его, несмотря на отчетливый интерес автора к мелодике речи, актуализируют тот комплекс проблем, что в современной гуманитарной науке связывается с телом. Неизменное внимание к оформлению, взаимодействие с различными способами репрезентации текста (от каллиграфии до печати на машинке) обнажают телесное начало письма как таковое. Содержательно произведения Улитина, нередко полностью элиминируя привычную изобразительность, тоже обращаются к телу. Способы неклассической репрезентации тела интересуют нас в первую очередь, однако, помимо имманентного анализа, мы предпримем попытку рассмотреть выявленные стратегии в синхронии: в контексте современных Улитину практик, не в последнюю очередь связанных с появлением так называемого Нового романа, поэтика которого рассматривается в соотношении с процессами, происходящими в философской культуре Европы второй половины двадцатого века. Материалом исследования послужила книга «Как он держит весло?» в качестве наиболее яркого примера авторской поэтики.

101-108 89
Аннотация

Статья посвящена теме памяти, соотношению категорий воображения и забвения, а также наличию границ между данными понятиями на примере стихотворения Юрия Левитанского «Как медленно тебя я забывал!..» (1959). В статье рассмотрены способы изображения памяти и забвения, выявлены их визуальные аспекты. Важную роль в репрезентации памяти играет воображение лирического субъекта, который, будучи подверженным забвению, обращается к воображаемому, тем самым достраивает утраченные воспоминания, заполняет лакуны памяти, опираясь на свои чувства и эмоции. В статье показано, как наличие границ между памятью, забвением и воображением не мешает сознанию лирического субъекта вернуться в прошлое, а наоборот, помогает и способствует обретению утраченных воспоминаний.

109-119 78
Аннотация

Статья посвящена вопросу о трансформации жанра эпитафии в современной лирике, в частности, в творчестве Татьяны Данильянц. Несмотря на сравнительно недавно возникший интерес к жанру эпитафии, уже сделано довольно много наблюдений над жанром в ХХ веке. Эпитафия как жанр ориентируется и на элегический, и на иронический пафос, на протяжении своего развития находится на границе нескольких модусов, имея четко выраженный характер надписи, который варьируется от надписи на надгробии до надписи по поводу смерти (иногда даже эпиграмматической). На этом фоне важно, что Татьяна Данильянц маркирует жанр своих текстов, собирая эпитафии в цикл и задавая их жанровое прочтение заглавием. Творчество Данильянц пронизано темой памяти, память позволяет отвоевывать обратно то, что отнимает время. Поэтому в текстах преобладает трагический пафос, но именно преобладает, давая место и другим чертам, необязательным в классическом поминальном жанре. Эпитафии в книге Татьяны Данильянц «Красный шум» обнаруживают авторскую трансформацию жанра: в эпитафиях сочетаются и элегическая грусть, и язвительность, и горечь, и гимн жизни. Эпитафия Данильянц развивается не по какому-то одному пути, а вбирает в себя несколько векторов трансформации, характерных для современной поэзии.

120-128 84
Аннотация

Категория гендера позволяет уточнить специфику эстетического объекта и эстетического события в художественной прозе. Гендерный компонент реализуется не только во внешних проявлениях стиля. Поскольку язык является реализацией, в том числе и биологических интенций человека, гендерные характеристики триады автор–герой–читатель оказывают воздействие на формирование эстетического объекта и процедуру эстетического события, обусловливая их вариативность. Первый роман пулитцеровского лауреата Барбары Кингсолвер, представительницы второй волны американского феминизма, является иллюстрацией данных процессов.

129-137 93
Аннотация

Особенности буддистской философии в трактовке контркультурного писателя Дж. Керуака играют важную роль в художественном самоопределении британского поэта и музыканта Д. Боуи и формировании его творческой личности. Статья предполагает, что мотив пути у Керуака обладает буддистским философским подтекстом, который перенимается Боуи для создания поэтической «персоны» Аладдина Разумного, уникальным образом функционирующей в одноименном альбомном цикле. «Персона» Аладдина показывается как шизофреническая, но при этом воплощающая концепции «преходящести» и «отсутствия себя», близкие буддистской философии в интерпретации Керуака.

ЛИНГВИСТИКА

138-152 103
Аннотация
А.Н. Барулин был замечательным исследователем, оставившим яркий след в установлении коммуникативных свойств человеческого праязыка. Эта реконструкция методически отличается от обычной реконструкции праязыка, поскольку не основана на прямом наблюдении над языковыми выражениями. Фонетическое и грамматическое описание первых человеческих языков поэтому невозможно. Однако наблюдения над реальными коммуникативными системами человека и животных, зафиксированными в истории, позволяют исследователям продвинуться и в этой области. Одним из интересных элементов таких коммуникативных систем являются «загородки» как в вербальном, так и в невербальном поведении носителей различных языков мира: благодаря этим элементам мнения и знания передаются от человека к человеку не как прямые суждения, а при «аккомодации» к контексту коммуникации. Рассматриваются некоторые свойства хеджинга, осуществляемого с помощью лексических единиц класса «возможно» и «вероятно», во взаимодействии с грамматическими средствами (время, наклонение и отрицание) в русском языке и за его пределами.
153-185 95
Аннотация

В работе исследуется частота употребления вводных слов и выражений с эпистемической модальностью (безусловно, вероятно, кажется, похоже, конечно, разумеется и т. п.) в новостных текстах официальных Telegram-каналов СМИ. Проверяется гипотеза о том, что избыточное или редкое употребление таких слов может отражать не только тематические и стилистические предпочтения, но и политическую ориентацию источников. Результат статистического анализа показывает, что те СМИ, которые «предпочитают» вводные слова уверенности, объединяет выраженная ориентация на официальную идеологию. Согласно нашим наблюдениям, проправительственные каналы достаточно часто используют вводные слова неуверенности, сопровождающие субъективное мнение-оценку или оформляющие косвенные вопросы-предложения и риторические вопросы; оппозиционные источники, напротив, избегают активного употребления лексических единиц, явно указывающих на уверенность или неуверенность говорящего в сообщаемом факте, используя иные методы речевого воздействия. Частота употребления вводных слов уверенности и неуверенности может служить достаточно надежным маркером не только политической ориентации канала и общего содержания его новостей, но и потенциального манипулятивного воздействия со стороны данного СМИ на читателей.

ПУБЛИКАЦИИ

186-199 121
Аннотация
Данный материал представляет собой фрагментарную публикацию следственного дела А.З. Лежнева-Горелика производства 1937 г. Источник – Центральный архив ФСБ РФ. Текст снабжен комментариями публикатора. 

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

200-206 88
Аннотация
В рецензии рассматривается книга С.А. Кибальника «Из истории детективной литературы в России: случай Чехова». Демонстрируется важность данной книги как для филологического осмысления наследия Чехова, так и для углубления понимания путей развития литературного детектива.
207-213 83
Аннотация

Публикация представляет собой рецензию на новую книгу известного филолога Юрия Доманского «Рок-поэтика», предлагающую новую перспективу исследования рок-поэзии как специфической культурной практики современности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)