Полифония, мимикрия и многоголосие – к вопросу о творческом методе Ф.М. Достоевского


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5-32-40

Полный текст:




Аннотация

Созданный М.М. Бахтиным термин «полифонический роман» сделал концепцию полифонии как сложного сочетания равноправных голосов общим местом достоеведения. Однако эпоху Бахтина и эпоху Достоевского разделяет как минимум полстолетия, за которое радикально изменились концепции различных видов искусства, в том числе музыкального. При этом только некоторое время назад была поднята проблема того, что можно считать полифонией в эти две эпохи и насколько эти два явления тождественны. В данной статье художественный метод Достоевского будет описываться с помощью двух терминов – мимикрия и многоголосие, которое мы отличаем от полифонии. Основным принципом работы Достоевского с идеями является именно мимикрия – попытка идеологов притвориться тем, что они не есть, замаскировать ложные идеи под истинные. «Многоголосие» же означает особый повествовательный прием Достоевского – объединение в ряде высказываний нескольких голосов, что особенно важно для интерпретации как прямо атрибутированных, так и скрытых цитат в произведениях писателя. Именно через различение этих голосов выявляется задача текста и та истинная идея, под которую мимикрируют ложные идеи антигероев Достоевского.

Об авторе

Т. В. Ковалевская
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Татьяна В. Ковалевская, доктор философских наук, доцент

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бахтин 1997–2012 – Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 6. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 1997–2012. С. 5–300.

2. Бонецкая 1998 – Бонецкая Н.К. Бахтин глазами метафизика // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1998. № 1. С. 103–155.

3. Гоготишвили 2019 – Гоготишвили Л.А. Соотношение между полифоническим романом М. Бахтина и музыкальной полифонией (замечания к проблеме) // Вопросы философии. 2019. № 3. С. 142–156.

4. Джексон 1998 – Джексон Р.Л. Искусство Достоевского: бреды и ноктюрны. М.: Радикс, 1998. 285 с.

5. Ковалевская 2019 – Ковалевская Т.В. «Бесы», «искажение идей» и художественные принципы Достоевского // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019. № 1. С. 55–81.

6. Ковалевская 2020 – Ковалевская Т.В. Ф.М. Достоевский и Америка: Роман Г. Бичер-Стоу «Ольдтоунские старожилы» и вопросы кальвинистской теологии // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 2. С. 61–94.

7. Ковалевская 2021 – Ковалевская Т.В. «Фауст» Ш. Гуно и художественные принципы Достоевского // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021. № 2. С. 89–115.

8. Степанян 2016 – Степанян К.А. Шекспир, Бахтин и Достоевский: герои и авторы в большом времени. М.: Глобал Ком: Языки славянской культуры, 2016. 296 с.

9. Шмид 2003 – Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с. Kovalevskaya 2021 – Kovalevskaya T.V. Dostoevsky and Scholastic Theology: Points of Intersection // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021. № 1. С. 106–123.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ковалевская Т.В. Полифония, мимикрия и многоголосие – к вопросу о творческом методе Ф.М. Достоевского. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(5):32-40. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5-32-40

For citation: Kovalevskaya T.V. Polyphony, mimicry, and layered voicing – on Fyodor Dostoevsky’s creative method. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(5):32-40. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5-32-40

Просмотров: 74

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)