Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Вводные слова и выражения со значением (не)уверенности в Telegram-каналах СМИ: частота употребления

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5-153-185

Аннотация

В работе исследуется частота употребления вводных слов и выражений с эпистемической модальностью (безусловно, вероятно, кажется, похоже, конечно, разумеется и т. п.) в новостных текстах официальных Telegram-каналов СМИ. Проверяется гипотеза о том, что избыточное или редкое употребление таких слов может отражать не только тематические и стилистические предпочтения, но и политическую ориентацию источников. Результат статистического анализа показывает, что те СМИ, которые «предпочитают» вводные слова уверенности, объединяет выраженная ориентация на официальную идеологию. Согласно нашим наблюдениям, проправительственные каналы достаточно часто используют вводные слова неуверенности, сопровождающие субъективное мнение-оценку или оформляющие косвенные вопросы-предложения и риторические вопросы; оппозиционные источники, напротив, избегают активного употребления лексических единиц, явно указывающих на уверенность или неуверенность говорящего в сообщаемом факте, используя иные методы речевого воздействия. Частота употребления вводных слов уверенности и неуверенности может служить достаточно надежным маркером не только политической ориентации канала и общего содержания его новостей, но и потенциального манипулятивного воздействия со стороны данного СМИ на читателей.

Об авторах

С. И. Переверзева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Светлана И. Переверзева, кандидат филологических наук

125047, Москва, Миусская площадь, д. 6



А. А. Котов
Российский государственный гуманитарный университет; Курчатовский институт; Московский государственный лингвистический университет
Россия

Артемий А. Котов, кандидат филологических наук

125047, Москва, Миусская площадь, д. 6

123182,Москва, площадь Академика Курчатова, д. 1

119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1



Я. А. Жеребцова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Яна А. Жеребцова

125047, Москва, Миусская площадь, д. 6



А. А. Зинина
Курчатовский институт; Российский государственный гуманитарный университет; Московский государственный лингвистический университет
Россия

Анна А. Зинина, кандидат психологических наук

123182, Москва, пл. Академика Курчатова, д. 1

125047, Москва, Миусская пл., д. 6

119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1



Список литературы

1. Дискурсивные слова 1998 – Дискурсивные слова русского языка: опыт контекстносемантического описания / Под ред. К. Киселевой и Д. Пайара. М.: Метатекст, 1998. С. 309–316.

2. Драгун 2015 – Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: Автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2015.

3. Евдокимов 2010 – Евдокимов В.А. Инфотейнмент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 5. С. 214–219.

4. Зализняк 1991 – Зализняк Анна А. Считать и думать: два вида мнения // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 187–194.

5. Иоанесян 1993 – Иоанесян Е.Р. Классификация ментальных предикатов по типу вводимых ими суждений // Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993. С. 89–95.

6. Киселева, Пайар 2003 – Киселева К., Пайар Д. Механизмы семантического варьирования на примере группы единиц с корнем -вид-: видимо, по-видимому, видно // Дискурсивные слова русского языка. М., 2003. С. 50–79.

7. Котов 2021 – Котов А.А. Механизмы речевого воздействия. М.: РГГУ, 2021.

8. Кукса 2008 – Кукса И.Ю. Средства выражения модального значения уверенности/неуверенности в текстах газет первой половины XIX века // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2008. № 8. С. 59–64.

9. Кукса 2011 – Кукса И.Ю. Средства выражения модального значения достоверности в газете «Ведомости» // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2011. № 1. С. 38–41.

10. Моисеева, Титлова 2019 – Моисеева А.В., Титлова А.С. Манипулятивный потенциал текста микроблога (на примере анализа текстов-комментариев новостного Твиттера) // Вестник Башкирского университета. 2019. Т. 24. № 4. С. 996–1002.

11. Падучева 2010 – Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью: Референциальные аспекты семантики местоимений. 6-е изд., испр. М.: ЛКИ, 2010.

12. Поварнин 1990 – Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 57–133.

13. Разлогова 2005 – Разлогова Е.Э. Логико-когнитивные и стилистические аспекты семантики модальных слов: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005.

14. Человеческий фактор 1992 – Человеческий фактор в языке: коммуникация, модальность, дейксис / Отв. ред. Т.В. Булыгина. Т. 5. М.: Наука, 1992.

15. Элатик 2016 – Элатик А.А. Элементы разговорного синтаксиса в языке современных российских электронных СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64). Ч. 3. С. 161–168.

16. Яковлева 1994 – Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. 344 с.

17. Graber 1994 – Graber D.A. The Infotainment Quotient in Routine Television News: A Director’s Perspective // Discourse & Society. 1994. Vol. 5. Iss. 4. P. 483–508.

18. Hyland 2005 – Hyland K. Metadiscourse: exploring interaction in writing. London: Continuum, 2005.

19. Scott, Gobetz 1990 – Scott D.K., Gobetz R.H. Hard News/Soft News Content of the National Broadcast Networks: Paper presented at the Central States Communication Association Convention. Detroit MI, April, 1990.

20. Thussu 2015 – Thussu D.K. Infotainment // The International Encyclopedia of Political Communication. 2015. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/9781118541555.wbiepc152

21. Trnavac, Taboada 2023 – Trnavac R., Taboada M. Engagement and constructiveness in online news comments in English and Russian // Text & Talk. 2023. Vol. 43. № 2. P. 235–262.


Рецензия

Для цитирования:


Переверзева С.И., Котов А.А., Жеребцова Я.А., Зинина А.А. Вводные слова и выражения со значением (не)уверенности в Telegram-каналах СМИ: частота употребления. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(5):153-185. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5-153-185

For citation:


Pereverzeva S.I., Kotov A.A., Zherebtsova Ya.A., Zinina A.A. Parentheses expressing (un)certainty in the Telegram media channels: word frequency. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(5):153-185. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5-153-185

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)