Пространство женской свободы в кинематографе Азербайджана 1920–1930-х гг.: между адатом и советской идеологией
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-2-118-134
Аннотация
В статье рассмотрен кинематограф Азербайджана как феномен национального искусства в переходный период на стыке авангардистских тенденций 1920-х гг. и формирования большого сталинского стиля в первой половине 1930-х гг. В это время режиссеры республики, как и многие авторы по всему Советскому Союзу, приковали свое внимание к решению женского вопроса. Локальная специфика в сочетании с особенностями кросс-культурного и межрегионального диалога в киноискусстве приводила к формированию общих тематических задач, которые стояли повсеместно, и вместе с тем постепенно проявлялись местные, национальные особенности в подаче материала на киноэкранах. Для исследования фильмического женского пространства свободы выбраны четыре фильма: «Во имя бога» (1925) А.-М. Шарифзаде, «Севиль» (1929) А. Бек-Назарова, «Исмет» (1934) М. Микаилова и «Алмас» (1936) А.-Р. Кулиева, Г. Брагинского. Данный подход дает возможность раскрыть две проблемы – историческую и методологическую. С одной стороны, исследование ранних азербайджанских фильмов позволяет углубить понимание социальных процессов, протекавших в регионе, и способа их отражения в картинах одной из самых плодотворных эпох в истории советского кинематографа. С другой стороны, данное исследование способно продемонстрировать общий процесс междисциплинарной миграции понятий и смежных теорий, позволяющих взглянуть на феномен национального кинематографа через призму идей и концепций междисциплинарного характера.
Ключ. слова
Об авторах
Н. В. КазуроваРоссия
Наталья В. Казурова, кандидат исторических наук
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3
Е. Ю. Трушкина
Россия
Екатерина Ю. Трушкина, кандидат философских наук
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Белодубровская 2020 – Белодубровская М. Не по плану: Кинематография при Сталине. М.: НЛО, 2020. 264 с.
2. Булгакова 2000 – Булгакова О.Л. Советское кино в поисках «общей модели» // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 146–165.
3. Булгакова 2002 – Булгакова О.Л. Советские красавицы в сталинском кино // Советское богатство: Статьи о культуре, литературе и кино. СПб.: Академический проект, 2002. С. 391–411.
4. Булгакова 2021 – Булгакова О.Л. Фабрика жестов. М.: НЛО, 2021. 640 с.
5. Вейцман 1978 – Вейцман Е.М. Очерки философии кино. М.: Искусство, 1978. 232 с.
6. Германова 1989 – Германова И.Г. Вещь в художественной системе фильма // Что такое язык кино. М.: Искусство, 1989. С. 152–171.
7. Грибакина 2020 – Грибакина Т.Э. Конструирование образа женщины в советском кинематографе первой половины XX в. // Философская мысль. 2020. № 5. С. 50–60.
8. Гюнтер 2000 – Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 743–784.
9. Дашкова 1999 – Дашкова Т.Ю. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. 1999. № 11/12 (21). С. 131–155.
10. Казурова 2022 – Казурова Н.В. Столкновение советской пропаганды и традиционного образа жизни в азербайджанском кинематографе конца 1920 – середины 1930-х гг. (на примере ролей И. Оруджевой в фильмах «Севиль» и «Алмас») // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 103–115.
11. Кнэхт 2020 – Кнэхт Н.П. Эволюция образа советской женщины в российском кинематографе: история и современность // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (26). С. 153–159.
12. Левченко 2016 – Левченко Я.С. Контрапункт к мейнстриму: Управление звуком в советском кино начала 1930-х гг. // Русская интеллектуальная революция 1910–1930-х гг. М.: НЛО, 2016. С. 190–204.
13. Михайлин, Беляева 2020 – Михайлин В.Ю., Беляева Г.А. Скрытый учебный план: антропология советского школьного кино начала 1930 – середины 1960-х гг. М.: НЛО, 2020. 584 с.
14. Морозова 2009 – Морозова Е.А. Семантика женской сексуальной привлекательности в советской культуре 30-х годов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 117. С. 341–345.
15. Неминущий 2016 – Неминущий А.Н. Категория женственности в советском кино 1930-х гг. // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2016. № 3. С. 117–122.
16. Плунгян 2022 – Плунгян Н.В. Рождение советской женщины: Работница, крестьянка, летчица, «бывшая» и другие в искусстве 1917–1939 гг. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. 288 с.
17. Смагина 2017 – Смагина С.А. Образ «новой женщины» в советском кинематографе 1930-х гг. (на примере фильмов «Земля в плену» и «Женщина») // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (83). С. 169–173.
18. Смагина С.А. 2019 – Смагина С.А. «Новая женщина» в советском кинематографе 1920-х гг. как феномен // Вестник славянских культур. 2019. Т. 51. С. 257–266.
19. Торбург, Добронравов 2021 – Торбург М.Р., Добронравов С.В. Эволюция образа женщины-руководительницы в советском кино // Женщина в российском обществе. 2021. № 3. С. 127–134.
20. Тынянов 2016 – Тынянов Ю.Н. Об основах кино // Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х гг. М.: Академический проект: Альма матер, 2016. С. 54–84.
21. Хлопонина 2017 – Хлопонина О.О. Трансформация женской образности в советском кинематографе 1920–1930-х гг. // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 2. С. 140–151.
22. Шимонова 2020 – Шимонова Н.В. Образ женщины в советском кинематографе 1930–1960 гг.: проблема свободы воли и личностного выбора // Телекинет. 2020. № 4 (13). С. 35–38.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Казурова Н.В., Трушкина Е.Ю. Пространство женской свободы в кинематографе Азербайджана 1920–1930-х гг.: между адатом и советской идеологией. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(2):118-134. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-2-118-134
For citation: Kazurova N.V., Trushkina E.Y. The space of women’s freedom in Azerbaijani cinema of the 1920–1930s. Between adat and Soviet ideology. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(2):118-134. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-2-118-134
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.