Маленькое черное платье: семиотика и история


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-1-126-150

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена истории и семиотическим особенностям маленького черного платья. Маленькое черное платье возникает как вариант артистического богемного стиля, но затем входит в гардероб женщин среднего класса. Анализ начинается с модели, которую предложила Габриэль Шанель в 1926 г., однако исторической точкой отсчета служит траурная мода XIX в., определившая символику черного цвета. Семиотика маленького черного платья по-новому определяется через культуру минимализма 1920-х. В дизайне маленького черного платья используется эстетика Великого мужского отказа, символическое присвоение сарториальных преимуществ мужского костюма: отказ от декоративности ради функциональности, комфорт, свобода движений и акцент на индивидуальность. Минимализм маленького черного платья уравновешивается через аксессуары. В статье рассматривается современная роль маленького черного платья как женской униформы. В заключение анализируется вариативность функций маленького черного платья в зависимости от исторического контекста.


Об авторе

О. Б. Вайнштейн
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ольга Б. Вайнштeйн, доктор филологических наук

125047, Москва, Миусская пл., д. 6




Список литературы

1. Вайнштейн 2003 – Вайнштейн О.Б. Семиотика Шанель № 5 // Ароматы и запахи в культуре. М.: НЛО, 2003. Т. 2. С. 352–367.

2. Вайнштейн 2005 – Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: НЛО, 2005. 640 с.

3. Демиденко 2011 – Демиденко Ю. Смерть им к лицу // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2011. Т. 20. № 2. C. 257–283.

4. Лаврешкина 2020 – Лаврешкина Н.Ю. Одно платье как объект интерпретации: феномен «маленького черного платья» // Социально-экономические и гуманитарные науки: Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. СПб.: Нацразвитие, 2020. С. 17–19.

5. Лубрих 2017 – Лубрих Н. Маленькое белое платье: политические коннотации и их многозначность в революционной Франции // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2017. № 45 (3). С. 79–96.

6. Пастуро 2017 – Пастуро М. Черный: история цвета. М.: НЛО, 2017. 162 с.

7. Пастуро 2023 – Пастуро М. Белый: история цвета. М.: НЛО, 2023. 138 с.

8. Уилсон 2019 – Уилсон Э. Богема: великолепные изгои. НЛО, 2019. 308 с.

9. Харви 2010 – Харви Д. Люди в черном. М.: НЛО, 2010. 300 с.

10. Эдрих 2006 – Эдрих М. Загадочная Коко Шанель. М.: Глагол, 2006. 407 с.

11. Breward 1999 – Breward Ch. The hidden consumer. Masculinities, fashion and city life 1860–1914. Manchester: Manchester U.P., 1999. 256 p.

12. Cattani, Colucci, Ferriani 2022 – Cattani G., Colucci M. & Ferriani S. From the margins to the core of a mature field: How Gabrielle Chanel changed haute couture forever // Enterprise & Society. 2022, Vol. 24. No. 2. P. 1–43.

13. Davis 2004 – Davis D. Strapless: John Singer Sargent and the fall of madame X. N.Y.: Tarcher Perigee, 2004. 320 p.

14. Driscoll 2010 – Driscoll C. Chanel: The order of things // Fashion Theory. 2010. Vol. 14. No. 2. P. 135–158.

15. Edelman 1997 – Edelman A.H. The little black dress. N.Y.: Simon and Shuster, 1997. 157 p.

16. Garelick 2012 – Garelick R.K. Mademoiselle: Coco Chanel and the pulse of history. N.Y.: Random House, 2012. 624 p.

17. Gorla, Cereda 2021 – Gorla F., Cereda A. A not so ordinary story of disobedience: The ‘Little White Dress’ as a contemporary manifesto? // Clothing Cultures. 2021. Vol. 8. Iss. 2, Dec. P. 157–170.

18. Koda 2005 – Koda H. Introduction // Chanel: Catalogue for the Metropolitan Museum of Art exhibition/ ed. by H. Koda, A. Bolton. N.Y.: Metropolitan Museum of Art; New Haven; NJ: Yale University Press, 2005. P. 11–12.

19. Pouillard 2021 – Pouillard V. Paris to New York: The transatlantic fashion industry in the 20th century. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2021. 336 p.

20. Ripley 2022 – Ripley G. Little black dress: A radical fashion. Edinburgh: NMS Enterprises Ltd Publishing, 2023. 159 p.

21. Steele 1993 – Steele V. Chanel in context // Chic thrills: A fashion reader / Ed. by J. Ash, E. Wilson. Berkeley: University of California Press, 1993. P. 118–126.

22. Talley 2013 – Talley A.L. Little black dress. N.Y.: Skira Rizzoli, 2013. 184 p.

23. Troy 2005 – Troy N. Chanel’s modernity // Chanel: Catalogue for the Metropolitan Museum of Art exhibition / Ed. by H. Koda, A. Bolton. N.Y.: Metropolitan Museum of Art; New Haven; NJ: Yale University Press, 2005. P. 18–21.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Вайнштейн О.Б. Маленькое черное платье: семиотика и история. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(1):126-150. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-1-126-150

For citation: Vainshtein O.B. Little black dress: semiotics and history. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(1):126-150. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-1-126-150

Просмотров: 117

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)