Возвращение к традиции или обновленчество? Практика сооружения православных храмов с открытыми алтарями в России в 1990–2010-е гг.
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-4-156-169
Аннотация
Тип сквозного иконостаса, открывающего для обозрения внутреннее пространство алтаря, неоднократно возникал в русской церковной архитектуре. Истоки его лежат еще в византийском зодчестве. В XX в. обращение к такому типу иконостасов оказалось созвучно идеям литургического возрождения, особенно популярным в среде русской эмиграции. В 1930–1960-е гг. в Западной Европе создавались иконостасы православных храмов с очень широкими порталами царских врат. В некоторых памятниках иконостас и вовсе растворялся, полностью обнажая алтарь. В Советском Союзе, напротив, идеалом алтарной преграды долгое время оставался высокий сплошной иконостас. Первые попытки устройства храмов с открытыми алтарями в постсоветской России относятся к 1990-м гг. Они встретили яростный отпор со стороны консервативной части церковного сообщества. Тем удивительнее, что подобные эксперименты нашли поддержку у священноначалия Русской православной церкви. На протяжении 2000–2010-х гг. в России был создан целый ряд храмовых комплексов с иконостасами открытого типа. Конструкция их весьма разнообразна: от подражаний византийским алтарным преградам до ажурных кованых иконостасов-решеток. Параллельно в официальной церковной печати обосновывалась допустимость такого типа алтарных преград с точки зрения православного богословия.
Об авторе
К. В. ПостернакРоссия
Кирилл В. Постернак
119019, Москва, ул. Воздвиженка, д. 5/25
Список литературы
1. Бетин 1970 – Бетин Л.В. Об архитектурной композиции древнерусского высокого иконостаса // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. М.: Наука, 1970. С. 41–56.
2. Евсеева 2000 – Евсеева Л.М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса // Иконостас: Происхождение – развитие – символика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 411–430.
3. Катсон 2000 – Катсон Н.Л. «Симфония священства и царства»: Неовизантийская алтарная преграда в духовной культуре Российской империи // Иконостас: Происхождение – развитие – символика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 689–709.
4. Ким 2018 – Ким Е.С. «Инструкции» Карло Борромео как приложение к декретам Тридентского собора // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 27–37.
5. Кириченко 2016 – Кириченко Е.И. Архитектор Василий Косяков. М: Буксмарт, 2016. 352 с.
6. Козлов, Кириков 2017 – Козлов А.В., Кириков Б.М. Сильвио Данини: Материалы к творческой биографии. СПб.: Коло, 2017. 208 с.
7. Лазарев 1967 – Лазарев В.Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон // Византийский временник. Т. 27. М., 1967. С. 162–196.
8. Левитин-Краснов, Шавров 1996 – Левитин-Краснов А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. 670 с.
9. Мельник 2000 – Мельник А.Г. Основные типы высоких иконостасов XV – середины XVII в. // Иконостас: Происхождение – развитие – символика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 431–441.
10. Постернак 2022 – Постернак К.В. Иконостасы русского зарубежья и СССР: пути развития // Русская эмиграция: Церковная жизнь и богословско-философское наследие: Материалы научной конференции 10–12 марта 2021 г. М.: ПСТГУ, 2022. С. 297–314.
11. Путятин 2009 – Путятин И.Е. Образ русского храма и эпоха просвещения. М.: Гнозис, 2009. 416 с.
12. Румянцева 2018 – Румянцева Е.Н. Современный петербургский иконостас. СПб.: Акра, 2018. 240 с.
13. Румянцева 2023 – Румянцева Е.Н. Образы «Паллады»: возрождение традиций церковной керамики // XVI Линтуловские чтения, посвященные 100-летию со дня мученической кончины священномученика митрополита Вениамина Петроградского и Гдовского: Сборник материалов Всероссийской конференции. Вып. 15–16. М., 2023. С. 193–204.
14. Сарабьянов 2015 – Сарабьянов В.Д. Высокий русский иконостас эпохи Андрея Рублева: К вопросу о формировании типологических схем // Образ христианского храма: Сборник статей по древнерусскому искусству: К 60-летию А.Л. Баталова. М.: Арткитчен, 2015. С. 216–245.
15. Успенский 1963 – Успенский Л.А. Вопрос иконостаса // Вестник Русского западно-европейского патриаршего экзархата. 1963. № 44. С. 223–255.
16. Феогност (Пушков) 2010 – Феогност (Пушков), игум. Царские врата: Символический смысл и практическое значение // Церковь и время. 2010. Т. 52. № 3 (июль–сентябрь). С. 29–66.
17. Юрьева 2023 – Юрьева Т.В. Иконостасы русской эмиграции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 196 с.
18. Epstein 1981 – Epstein A.W. The Middle Byzantine sanctuary barrier. Templon or iconostasis? // Journal of the British Archaeological Association. Vol. 134. P. 1–28.
19. Gerstel 2006 – Gerstel Sh.E.J. An alternate view of the Late Byzantine sanctuary screen // Thresholds of the sacred. Architectural, art historical, liturgical, and theological perspectives on religious screens, East and West. Washington: Harvard University Press, 2006. P. 135–161.
20. Jung 2012 – Jung J.E. The Gothic screen. Space, sculpture, and community in the cathedrals of France and Germany, ca. 1200–1400. N.Y.: Cambridge University Press, 2012. 282 p.
21. Kroesen 2018 – Kroesen, Justin E.A. Ein Spiel des Ver- und Enthüllens. Romanische und frühgotische Chorschranken in Deutschland und anderswo // Kleine Hefte zur Denkmalpflege. Landesamt für Denkmalpflege und Archäologie Sachsen-Anhalt/ Landesmuseum für Vorgeschichte. Bd. 12. S. 195–205.
22. Walter 1971 – Walter J. The origins of the iconostasis // Eastern Churches Review. Vol. 3. P. 251–267.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Постернак К.В. Возвращение к традиции или обновленчество? Практика сооружения православных храмов с открытыми алтарями в России в 1990–2010-е гг. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(4):156-169. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-4-156-169
For citation: Posternak K.V. Tradition or renovationism? Construction of Orthodox churches with open altars in Russia in the 1990s – 2010s RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(4):156-169. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-4-156-169
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.