«Слезы капали»: «воображаемые» и «реальные» миры грустной сказки Георгия Данелии
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-7-84-95
Аннотация
В статье анализируется структура пространственного решения фильма Георгия Данелии «Слезы капали», выделяется три наиболее явно очерченных мира: сказочный, реальный и воображаемый. Данелия выстраивает драматургию фильма на тонком переплетении этих реальностей, на размытости и проницаемости их границ. Сказочный мир сквозь нарратив киноповествования проходит контрапунктом, создавая эффект высокой трагедии и тяготеющего над героем «затяжного» рока. Категорию «низкого», будничного воплощает в себе обыденная реальность, в которой существует главный герой. Пространство «реального», равно как и перепады уровня «возвышенного», не предусматривают разрядки смехом, напротив, напряжение нарастает, герой и его мир экстенсивно движутся от несчастья к еще большему несчастью. Постепенно в ходе развития визуальной драматургии оболочка «воображаемого» мира сначала дает трещину и все интенсивней распадается на осколки, обнажая неприветливый и серый «реальный» мир эпохи застоя. Этот мир позднесоветской поры режиссер дает общими планами или, напротив, предельно крупными, препятствующими идентификации городскими пространствами. Эта парадоксальная скученность, стиснутость объектов в кадре дается в контексте пустоты и/или темноты (вечерними и ночными кадрами), что формирует эффект напряженной гнетущей атмосферы, назревающей катастрофы.
Ключ. слова
Об авторе
В. Д. ЭвалльёРоссия
Виолетта Д. Эвалльё, кандидат культурологии
125009, Москва, Козицкий пер., д. 5
Список литературы
1. Андреев 2023 – Андреев А.А. Авторская специфика комедий «Похождение зубного врача» Элема Климова и «Тридцать три» Георгия Данелии // Кинокомедия советского времени: история, звучания, подтексты: Посвящается 100-летию Леонида Гайдая: Сборник статей / Сост. Е.В. Сальникова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. С. 281–296.
2. Горячок 2022 – Горячок К.Л. «Сумасшедшие и смешные»: абсурд в позднесоветском кино // Смена вех: отечественное кино середины 1980–1990-х / Отв. ред. Е.В. Сальникова; сост. Д.А. Журкова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2022. С. 405–426.
3. Зайцева 2017 – Зайцева Л.А. Экранный образ времени оттепели (60–80-е годы. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 344 с.
4. Кондаков 2018 – Кондаков И.В. Русский масскульт: от барокко к постмодерну. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 544 с.
5. Сальникова 2023 – Сальникова Е.В. Введение: Универсум отечественной кинокомедии // Кинокомедия советского времени: история, звучания, подтексты: Посвящается 100-летию Леонида Гайдая: Сборник статей / Сост. Е.В. Сальникова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. С. 9–20.
6. Сальникова 2014 – Сальникова Е.В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х: Визуальные образы, герои, сюжеты. 3-е изд. М.: ЛКИ, 2014. 480 с.
7. Фомин 2023 – Фомин В.Ф. Возращение эксцентрики // Кинокомедия советского времени: история, звучания, подтексты: Посвящается 100-летию Леонида Гайдая: Сборник статей / Сост. Е.В. Сальникова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. С. 53–90.
8. Хренов 2022 – Хренов Н.А. Позднесоветский кинематограф: становление образа-времени как признака трансформирующейся поэтики // Смена вех: отечественное кино середины 1980–1990-х / Отв. ред. Е.В. Сальникова; сост. Д.А. Журкова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2022. С. 11–48.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Эвалльё В.Д. «Слезы капали»: «воображаемые» и «реальные» миры грустной сказки Георгия Данелии. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(7):84-95. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-7-84-95
For citation: Evallyo V.D. “Tears were dripping”: imaginary and real worlds of a sad fairy tale by Georgy Danelia. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(7):84-95. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-7-84-95
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.