Места забвения: визуализация руин в социальных сетях


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-7-96-109

Полный текст:




Аннотация

Cтатья посвящена визуализации руин в цифровой среде, которая рассматривается на материале российских и зарубежных пабликов, посвященных заброшенным местам. В главном фокусе – визуальная практика «городских исследователей», публикующих свои снимки под хештегом #urbex (urban exploration). В тексте анализируются изобразительные стратегии в репрезентации руин, а также сам феномен их популярности в социальных сетях.

В противоположность «местам памяти», под которыми Пьер Нора подразумевал объекты, связывающие прошлое и настоящее посредством коммеморации, пришедшие в упадок места можно назвать «местами забвения», – это некоторое вытеснение из памяти и жизни социума. Места памяти могут включать в себя руины, важные для национальной идентичности, но места забвения – руины на обочине исторической памяти, к которым общество потеряло интерес. Последователей движения UrbEx привлекают именно затерянные места, которые они как бы переоткрывают для мира.

Сегодня руины являются неотъемлемой частью визуальной культуры – как массовой, так и художественной, нацеленной на авторское высказывание. Это проявляется в фильмах-катастрофах, в видеоиграх, а также в многочисленных снимках блогеров, которые воспроизводят известные жанровые коды и отсылают к широко циркулирующим в культуре текстам. Образы руин могут быть обращены к прошлому, свидетельствуя о былом величии, фиксировать текущий упадок или предупреждать о грядущих катастрофах, но часто в снимках разные времена пересекаются, наслаиваются, проступают сквозь друг друга. Заброшенные артефакты приводят к воспоминаниям, вызывая в воображении пересекающиеся темпоральности. История места формируется с помощью опыта, памяти, забвения, политики, мифологизации. Это также расширяет представление о том, что такое городская среда, которая рассматривается как постоянно меняющееся образование.


Об авторе

Е. И. Викулина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Екатерина И. Викулина, кандидат культурологии

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Васильева 2013 – Васильева Е.В. Фотография и смерть // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2013. Вып. 1. С. 82–93.

2. Гавришина 2018 – Гавришина О.В. Фотография как руина // Шаги/Steps. 2018. № 3–4. С. 59–67.

3. Ленкевич 2022 – Ленкевич А.С. Эсхаталогия на минималках: Руины в компьютерных играх // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. No. 3. P. 134–156.

4. Руйе 2014 – Руйе А. Фотография: Между документом и современным искусством: пер. с фр. СПб.: Клаудберри, 2014. 712 с.

5. Шёнле 2011 – Шёнле А. Архитектура забвения: Руины и историческое сознание в России Нового времени. М.: НЛО, 2018. 360 с. (Интеллектуальная история)

6. Crane 2018 – Crane S.A. “Take nothing but photos, leave nothing but footprints”: Howto guides for ruin photography // Ruin porn and the obsession with decay / Ed. By S. Lyons. L.: Palgrave Macmillan, 2018. P. 83–102.

7. Garrett 2013 – Garrett B.L. Explore everything: Place-hacking the city. L.; N.Y.: Verso, 2013. 273 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Викулина Е.И. Места забвения: визуализация руин в социальных сетях. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(7):96-109. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-7-96-109

For citation: Vikulina E.I. Places of oblivion. Visualising ruins on social media. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(7):96-109. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-7-96-109

Просмотров: 58

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)