Роль музыкальных включений в драматургических текстах Тургенева


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-34-46

Полный текст:




Аннотация

В статье утверждается тезис о том, что новаторство тургеневской драматургии состоит в соединении музыкального и словесного текстов. Существует немало работ, рассматривающих аллюзии писателя на музыкальные произведения в прозаических жанрах. Известны исследования о совместной работе литератора и певицы – Полины Виардо. В ряде работ показано влияние музыки на художественный стиль и философию творчества писателя (М.П. Алексеев [Алексеев 1918], А.А. Гозенпуд [Гозенпуд 1994], В.А. Доманский [Доманский 2018], М.А. Самородов [Самородов 2015], И.А. Рыбко [Рыбко 2021] и др.). Однако нам неизвестны работы, в которых рассматриваются музыкальные включения в текст комедий и сцен раннего Тургенева. В статье показано, что приемы включения музыкальных номеров в тексты либретто, написанных Тургеневым для оперетт на музыку Полины Виардо, апробированы писателем в его драматургических опытах сороковых годов. Комедии, сцены и либретто оперетт следует рассматривать как единую систему. Такой подход позволяет увидеть, как формировалась драматургическая концепция писателя, его понимание театральности.


Об авторе

М. М. Одесская
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Маргарита М. Одесская, доктор филологических наук, доцент

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Алексеев 1918 – Алексеев М.П. Тургенев и музыка. Киев: Изд-во Общества исследования искусств, 1918. 22 с.

2. Гозенпуд 1994 – Гозенпуд А.А. Тургенев: Исследования. Санкт-Петербург: Композитор, 1994. 200 с.

3. Голубицкий 2016 – Голубицкий Б.Н. Чудеса «Последнего колдуна» // Тургеневский ежегодник 2015 / Сост. и ред. Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова. Орел: Орлик, 2016. URL: https://turgenevmus.ru/chudesa-poslednego-kolduna/ (дата обращения 29 августа 2024).

4. Гроссман 1924 – Гроссман Л.П. Театр Тургенева. Петербург: Брокгауз–Ефрон, 1924. 174 с.

5. Доманский 2018 – Доманский В.А. В мире искусства // Доманский В.А., Кафанова О.Б. Художественные миры Ивана Тургенева. М.: Флинта, 2018. С. 183–275.

6. Зорин 2009 – Зорин А.Н. «Сюжеты в форме диалога»: жанровая ремарка пьес Тургенева. Интерпретационный аспект // Известия Саратовского государственного университета. 2009. Т. 9. Вып. 2. Серия: Социология. Политология. С. 70–76.

7. Исакова 2013 – Исакова Я.Н. Жанровая специфика пьес Тургенева: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2013. 19 с.

8. Оливье 1964 – Оливье Р. Либретто оперетт и комедия. Оперетты Тургенева (1867–1869) // Литературное наследство. Т. 73. Кн. 1. М.: Наука, 1964. С. 69–90.

9. Патапенко 1998 – Патапенко С.Н. Драматургические опыты И.С. Тургенева 1860-х годов в контексте театральных исканий ХХ века. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/010/8.htm (дата обращения 27 августа 2024).

10. Рыбко 2021 – Рыбко И.А. Франко-немецкий музыкальный театр И.А. Тургенева и У. Шекспира: «Последний колдун» // Тургенев: на перекрестке эпох и культур: [Кол. монография] / Отв. ред. М.М. Одесская. М.: РГГУ, 2021. С. 289–304.

11. Самородов 2015 – Самородов М.А. Интермедиальная поэтика прозы И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова в свете интерпретации их произведений: Дис. … канд. филол. наук. М.: МГУ, 2015. 135 с.

12. Швирц 1964 – Швирц Г. Представления оперетты «Последний колдун» // Литературное наследство. М.: Наука, 1964. Т. 73. Кн. 1. С. 208–224.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Одесская М.М. Роль музыкальных включений в драматургических текстах Тургенева. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(10):34-46. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-34-46

For citation: Odesskaya M.M. The role of musical inclusions in Turgenev’s dramatic texts. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(10):34-46. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-34-46

Просмотров: 40

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)