«Неужто только ради красоты?..»: «Семен Андреич» и «Цыгановы» Давида Самойлова – эпический диптих


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-75-87

Полный текст:




Аннотация

В центре стихотворения Давида Самойлова «Семен Андреич» и маленькой поэмы «Цыгановы» – образ крестьянина, который, по авторскому замыслу, обнаруживает «мощную специфику своего духа». Цельная и многогранная личность героя близка рассказчику-интеллигенту в нравственном отношении. В статье мы рассматриваем общие особенности, объединяющие два произведения в эпический диптих. Это соединение эпического и лирического начал, отмеченное уже в критике рубежа 1970–1980-х гг. На уровне художественного мира это законы мироздания и образы традиционного уклада жизни, которые мыслятся как неизменные. Связь человека с миропорядком воспринимается героями положительно. Материальная основа бытия описана как ценность. Важен многозначный образ коня как предмета любви, как воплощения прекрасного и как проявления изменчивой материи. Разнообразные приемы подчеркивают сближение рассказчика с инокультурным героем. Присутствуют темы мужской дружбы и супружеской любви и согласия. Смерть героев, не достигших старости, предстает как часть жизненного круга. Поэт рисует героев в обстановке войны и мира, прибегая к героической и идиллической эмоциональности, что дает возможность осветить разные грани образа. В финале обоих произведений прекрасное выступает в качестве категории, которая может, по мысли персонажей, оправдать противоречивую жизнь как целое. Нравственный авторитет крестьянина-воина позволяет поэту подтвердить эту свою гипотезу о смысле бытия.


Об авторе

С. С. Бойко
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Светлана С. Бойко, доктор филологических наук, доцент

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Баевский 1986 – Баевский В.С. Давид Самойлов: Поэт и его поколение. М.: Советский писатель, 1986. 255 с.

2. Гельфонд 2012 – Гельфонд М.М. Идиллическое и элегическое в поэзии Давида Самойлова: «Цыгановы» и «Пярнуские элегии» // Балтийский архив: Русская культура в Прибалтике: Сб. в честь проф. С.Г. Исакова – к 80-летию со дня рождения. Т. XII. Таллин, 2012. С. 166–176.

3. Зверев 1996 – Зверев А. «Обратного времени ход» // Вопросы литературы. 1996. № 3. C. 41–64. URL: https://voplit.ru/article/obratnogo-vremeni-hod/ (дата обращения 23 июля 2024).

4. Коваленко 1989 – Коваленко С.А. Художественный мир советской поэмы: Возможности жанра. М.: Наука, 1989. 272 с.

5. Немзер 2005 – Немзер А. Поэмы Давида Самойлова // Самойлов Д. Поэмы. М.: Время, 2005. С. 353–464.

6. Ратгауз 1980 – Ратгауз Г. Глубокая простота // Юность. 1980. № 2. С. 96–97.

7. Самойлов 2000 – Самойлов Д.С. Перебирая наши даты. М.: Вагриус, 2000. 510 с.

8. Скворцов 2015 – Скворцов А.Э. «Цыгановы» Давида Самойлова: генезис и семантика // Ученые записки Казанского университета: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. Кн. 2. С. 215–228.

9. Фрейдлин 1979 – Фрейдлин Людмила [Рецензия] // Дон. 1979. № 2. С. 177–178.

10. Чупринин 1978 – Чупринин С. Сухое пламя // Новый мир. 1978. № 1. С. 318–322.

11. Шайтанов 1978 – Шайтанов И.О. О времени слышнее весть // Знамя. 1978. № 11. С. 251–253.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бойко С.С. «Неужто только ради красоты?..»: «Семен Андреич» и «Цыгановы» Давида Самойлова – эпический диптих. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(10):75-87. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-75-87

For citation: Boyko S.S. «Is it really just for the sake of beauty?..» David Samoilov’s «Semyon Andreevich» and «The Tsyganovs» as an epic diptych. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(10):75-87. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-75-87

Просмотров: 26

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)