Поэтика перечисления в эпическом и лирическом тексте («Очередь» Г. Сапгира и «Очередь» В. Сорокина)
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-108-120
Аннотация
Статья посвящена вопросу о перечислении грамматически однородных элементов и функции этого перечисления в эпике и лирике. Повтор, в том числе и повтор с вариациями, признается одним из основополагающих элементов художественного текста. Нас повтор будет интересовать в грамматическом и отчасти синтаксическом отношении, как синтаксическое воспроизведение грамматически подобных структур (примером можно считать так называемое «инфинитивное письмо» Жолковского или принцип «безглагольности» М. Гаспарова). Описать их многообразие тоже не получится в одной статье, поэтому мы сосредоточимся на самом принципе повтора грамматически однородных элементов и покажем, как работает это принцип в эпике (на примере романа Сорокина «Очередь») и в лирике (на примере одноименного стихотворения Сапгира). Последовательность реплик очереди у Сорокина порождает нарративность, выстраивание целого из частей, философское обобщение, «аккумуляцию». В поэзии Сапгира перечень грамматически однородных структур (слов и предложений) показывает невозможность, абсурдность целого, иронию по отношению к философскому обобщению. Повтор одних и тех же или грамматически сходных, но разных слов выявляет сложность и многогранность мира, несводимость его к единому лекалу.
Об авторах
С. Ю. АртёмоваРоссия
Светлана Ю. Артёмова, доктор филологических наук, доцент
170000, Тверь, ул. Желябова, д. 33
Д. М. Красоткин
Россия
Дмитрий М. Красоткин, ассистент
170000, Тверь, ул. Желябова, д. 33
Список литературы
1. Бурштейн 2015 – Бурштейн А.С. Реальность мифа: Избранные эссе. М.: [б. и.]; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2015. 313 с.
2. Гаспаров 1992 – Гаспаров Б.М. Мой до дыр // Новое литературное обозрение. 1992. № 1. URL: http://chukovskiy.lit-info.ru/chukovskiy/about/gasparov-moj-do-dyr.htm (дата обращения 24 мая 2024).
3. Гаспаров 1997 – Гаспаров М.Л. Фет безглагольный: Композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. II: О стихах. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 21–32.
4. Жирмунский 1977 – Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 407 с.
5. Жолковский 2000 – Русская инфинитивная поэзия XVIII–XX веков: Антология / Сост., вступит. ст. и примеч. А.К. Жолковского. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 547 с.
6. Капитонова 2013 – Капитонова Н.С. Синтаксические кластеры как речевое средство отражения повседневности в романе Дж. Джойса «Улисс» // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 74. 2013. № 2 (293). С. 100–104.
7. Кожевникова 1998 – Кожевникова Н.А., Николина Н.А. Словообразовательный повтор в художественном тексте // Лингвистика – какая она есть. Лингвистика – какая она будет. Иваново: Ивановский государственный университет, 1998. С. 116–128.
8. Комаров 2006 – Комаров А.А. Аккумуляция как одна из основных фигур стилистического приема «перечисление» (на материале немецкого языка) // Академический вестник: Ежегодный сборник статей преподавателей АУЦА, 2006. С. 83–89.
9. Крадожен 1991 – Крадожен Е.М. Деривационный повтор в поэтическом цикле А. Ахматовой «Шиповник цветет» // Проблемы деривации: семантика и поэтика: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: ПГУ, 1991. С. 98–105.
10. Кукушкина 1992 – Кукушкина Е.Ю. Синтаксический повтор в стихотворном тексте: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / РАН. Ин-т рус. яз. М., 1992. 23 с.
11. Кулаков 1998 – Кулаков В. Поэзия как факт. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 389 с.
12. Миловидов 2024 – Миловидов В.А. «Улица корчится безъязыкая…»: Металингвистика повседневности: Монография. М.: ИД ЯСК, 2024. 176 с.
13. Лотман 1998 – Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство – СПБ, 1998. С. 14–287.
14. Орлицкий 2018 – Орлицкий Ю.Б. Поздний Сапгир (текстология и поэтика) // Новое литературное обозрение. 2018. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2018/5/pozdnij-sapgir-tekstologiya-i-poetika.html (дата обращения 22 мая 2024).
15. Павловец 2018 – Павловец М.Г. «И все что образует пустоту»: деструкция словесной формы в поэзии Генриха Сапгира // Новое литературное обозрение. 2018. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2018/5/i-vse-chto-obrazuet-pustotu-destrukcziya-slovesnoj-formy-v-poezii-genriha-sapgira.html (дата обращения 22 мая 2024).
16. Повтор 2012 – Повтор в художественном тексте: Сб. статей. Bydgoszcz: Wydawnictwo Uniwersitetu Kazimierza Wielkiego, 2012. 312 p.
17. Потебня 1888 – Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: Т. 1. Харьков: Д.Н. Полуехтов, 1888. 536 с.
18. Ронен 2000 – Ронен О. Лексический повтор, подтекст и смысл в поэтике Осипа Мандельштама // Сохрани мою речь: Зап. Мандельштамовского общества. Вып. 3. Ч. 1. М.: РГГУ, 2000. С. 242–264.
19. Супрун 1995 – Супрун А.Е. Повтор в лексической структуре текста // Язык-система. Язык-текст. Язык-способность: Сб. статей. М.: ИРЯ, 1995. С. 133–141.
20. Шпилевая 1999 – Шпилевая Г.А. О композиционных повторах // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999. С. 187–192.
21. Эко 2003 – Эко У. Поэтики Джойса. СПб.: Symposium, 2003. 496 с.
22. Янечек 2009 – Янечек Дж. Всеволод Некрасов и русский литературный концептуализм // Новое литературное обозрение. 2009. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2009/5/vsevolod-nekrasov-i-russkij-literaturnyj-konczeptualizm.html (дата обращения 24 мая 2024).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Артёмова С.Ю., Красоткин Д.М. Поэтика перечисления в эпическом и лирическом тексте («Очередь» Г. Сапгира и «Очередь» В. Сорокина). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(10):108-120. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-108-120
For citation: Artemova S.Y., Krasotkin D.M. The poetics of the enumeration in an epic and lyric text («Queue» by G. Sapgir and «Queue» by V. Sorokin). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(10):108-120. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-108-120
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.