Концепт совести в позднем творчестве Искандера


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-140-148

Полный текст:




Аннотация

Многие исследователи отмечали гуманистическую направленность произведений Искандера. Одним из ключевых концептов его творчества является совесть. Цель данной статьи – охарактеризовать специфику концепта «совесть» в рамках собраний записок и эссе Искандера в постсоветский период его творчества. Совесть, согласно писателю, не просто имеет отношение к Богу, как, например, считал Бердяев, но и в целом иррациональна, поскольку может заменить ум и даже ограничить область познания. Одним из самых повторяющихся признаков совести в его произведениях является огнеопасность. То есть Искандер обращает внимание и на созидающую, и на разрушительную силу совести. Искандер дает толкование совести как основы души. По Искандеру, совесть – это симбиотическое существо, приставленное к животному Богом, из которого это существо сделало человека. Важно также отметить, что концепция государства совести вполне могла быть вдохновлена этикой Дарвина. Если вспомнить классификацию Струве, то по ней Искандера можно отнести к субъективистам, идеалистам. Стоит отметить, что описания Искандера не отличаются особой образностью, однако, когда он все же использует метафоры, ему не удается сохранить образное единство. Это является отражением не только ассоциативного и фрагментарного мышления Искандера.


Об авторе

М. М. Кирова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Мария М. Кирова, аспирант

119991, Москва, ул. Колмогорова, д. 1, стр. 51



Список литературы

1. Бердяев 2017 – Бердяев Н.А. О назначении человека. ЭБС Лань, 2017. 510 c.

2. Бойчук 2013 – Бойчук И.В. О концепте «совесть» в английской, русской и французской лингвокультурах // Лингвистические и методические аспекты преподавания иностранных языков: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 22–23 нояб. 2013 г. Белгород, 2013. С. 36–40.

3. Вежбицкая 1996 – Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Pуcские словари, 1996. 416 с.

4. Жуков 2018 – Жуков Ю.Г. Вклад Ч. Дарвина и Г. Спенсера в становление учения об эволюционной этике // Вестник Омского гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2018. № 4 (21). С. 16–19.

5. Колесов 1999 – Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова...». СПб.: Златоуст, 1999. 368 с.

6. Муфазалова 2011 – Муфазалова Л.С. Концепт совесть в русской языковой картине мира // Вестник ИрГТУ. 2011. № 11 (58). С. 352–357.

7. Сидоров 2015 – Сидоров А.М. Фрагментарный императив романтизма // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 2 (32). С. 52–57.

8. Спасская 2005 – Спасская Е.К. Отражение русской ментальности в слове. Концепт совесть в прозе И.С. Шмелева // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2005. № 7. С. 188–193.

9. Струве 1901 – Струве П.Б. Предисловие // Бердяева Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии: Критический этюд о Н.К. Михайловском. СПб.: Электрическая типография, 1901. URL: http://www.odinblago.ru/subiekt_individ/01 (дата обращения 3 апреля 2024).

10. Antoniou et al. 2012 – Antoniou G.A., Antoniou S.A., Georgiadis G.S., Antoniou A.I. A contemporary perspective of the first aphorism of Hippocrates // Journal of Vascular Surgery. 2012. № 56 (3). P. 866–868.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кирова М.М. Концепт совести в позднем творчестве Искандера. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(10):140-148. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-140-148

For citation: Kirova M.M. The concept of conscience in Iskander’s later work. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(10):140-148. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-140-148

Просмотров: 29

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)