Границы художественного и документального в прозе С.А. Алексиевич (на материале романов «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва»)


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-149-158

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена определению границ художественного и документального в прозе С.А. Алексиевич. Объектами исследования являются романы «Цинковые мальчики» (1989) и «Чернобыльская молитва» (1997). Творческий метод С. Алексиевич заключается в сборе свидетельств советских людей о гуманитарных катастрофах XX в. Тем не менее в прозе С. Алексиевич посредством отбора (по «принципу страданий») и монтажа свидетельств реализуется и художественное начало. В структуре романов реализуется несколько ведущих мотивов: смерть, страх перед войной, одиночество, вера в идею и др. С. Алексиевич также удается создать собирательный образ главного героя: чернобыльского человека и «мальчика»-афганца – со своей личной трагедией, травмой и психологией.


Об авторе

А. Р. Никонова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Анастасия Р. Никонова, магистрант

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Каспэ 2010 – Каспэ И.М. Когда говорят вещи: документ и документность в русской литературе 2000-х: Препринт WP6/2010/02. М.: ИД Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. 48 с.

2. Лехциер 2018 – Лехциер В. Экспонирование и исследование, или Что происходит с субъектом в новейшей документальной поэзии: Марк Новак и другие // Новое литературное обозрение. 2018. № 2. С. 229–250. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/150_nlo_2_2018/article/19587/ (дата обращения 17 марта 2023).

3. Лотман 1992 – Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. С. 203–215.

4. Местергази 2008 – Местергази Е.Г. Художественная словесность и реальность (документальное начало в отечественной литературе XX века): Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2008. 48 с.

5. Романова 2019 – Романова С.В. Онтология и поэтика художественно-документальной прозы С. Алексиевич («Чернобыльская молитва. Хроника будущего») // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11. Вып. 1. С. 130–139.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Никонова А.Р. Границы художественного и документального в прозе С.А. Алексиевич (на материале романов «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва»). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(10):149-158. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-149-158

For citation: Nikonova A.R. Boundaries of the fiction and documentary in the prose of S.A. Alexievich (on the basis of the novels «Boys in Zinc» and «Chernobyl Prayer»). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(10):149-158. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-149-158

Просмотров: 23

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)