Переход моральной границы как сюжетообразующий фактор в романе К. Ярмыш* «Харассмент»
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-159-168
Аннотация
В статье исследуется, как на практике реализуется принцип сюжетопостроения, основанный на нарушении героем моральных норм. Изображение противоречивых героев, совершающих нелегкий моральный выбор, часто неверный, – одна из главных особенностей жанра романа. Сюжет – это цепь событий, а событие – это так или иначе переход персонажем некой границы, в связи с чем большое значение в романе приобретает хронотоп порога (при этом, возможно, буквально не реализованный). Героиня романа «Харассмент» постоянно оказывается на пороге нравственного выбора. Сюжет романа строится по принципу кумуляции: поступки героини становятся все более неоднозначными с точки зрения морали, пока, наконец, не наступает катастрофа. «Падение» героини – это не единичный инцидент, а результат моральной деградации. В этом смысле женщина, изображенная в современном романе, существенно отличается от классических героинь, часто считавшихся нравственным идеалом, особенно по сравнению с мужчинами-героями. При этом автор остается в русле русской литературной традиции, будучи беспристрастным изображающим субъектом, в качестве создателя она дает героине возможность пережить не только крах и наказание, но и раскаяние и возрождение.
Ключевые слова
Для цитирования:
Толстошеева Д.Б. Переход моральной границы как сюжетообразующий фактор в романе К. Ярмыш* «Харассмент». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(10):159-168. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-159-168
For citation:
Tolstosheeva D.B. Crossing the moral boundary as a plot-forming factor in «Harassment» by K. Yarmysh*. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(10):159-168. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-159-168