Переход моральной границы как сюжетообразующий фактор в романе К. Ярмыш* «Харассмент»


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-159-168

Полный текст:




Аннотация

В статье исследуется, как на практике реализуется принцип сюжетопостроения, основанный на нарушении героем моральных норм. Изображение противоречивых героев, совершающих нелегкий моральный выбор, часто неверный, – одна из главных особенностей жанра романа. Сюжет – это цепь событий, а событие – это так или иначе переход персонажем некой границы, в связи с чем большое значение в романе приобретает хронотоп порога (при этом, возможно, буквально не реализованный). Героиня романа «Харассмент» постоянно оказывается на пороге нравственного выбора. Сюжет романа строится по принципу кумуляции: поступки героини становятся все более неоднозначными с точки зрения морали, пока, наконец, не наступает катастрофа. «Падение» героини – это не единичный инцидент, а результат моральной деградации. В этом смысле женщина, изображенная в современном романе, существенно отличается от классических героинь, часто считавшихся нравственным идеалом, особенно по сравнению с мужчинами-героями. При этом автор остается в русле русской литературной традиции, будучи беспристрастным изображающим субъектом, в качестве создателя она дает героине возможность пережить не только крах и наказание, но и раскаяние и возрождение.


Об авторе

Д. Б. Толстошеева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Дарья Б. Толстошеева, магистр

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бахтин 1975 – Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

2. Бахтин 2012 – Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 3: Теория романа (1930–1961 гг.). М.: Языки славянских культур, 2012. С. 340–511.

3. Рымарь 2001 – Рымарь Н.Т. Реалистический роман XIX века: поэтика нравственного компромисса // Поэтика русской литературы: К 70-летию профессора Ю.В. Манна: Сб. ст. М.: РГГУ, 2001. С. 9–21.

4. Рымарь 2016 – Рымарь Н.Т. Поэтика границы в литературе. Эстетические и поэтологические аспекты проблемы границы как феномена художественного языка. Siedlce: Inst. kultury regionalnej i badań lit. im. Franciszka Karpińskiego, 2016. 334 с.

5. Рябинина 2004 – Рябинина Т.В. К проблеме женского измерения морали // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2004. Т. 7. № 2. С. 297–302.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Толстошеева Д.Б. Переход моральной границы как сюжетообразующий фактор в романе К. Ярмыш* «Харассмент». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(10):159-168. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-159-168

For citation: Tolstosheeva D.B. Crossing the moral boundary as a plot-forming factor in «Harassment» by K. Yarmysh*. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(10):159-168. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-159-168

Просмотров: 33

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)