Автопсихологизм героя в современной русской и немецкой прозе (на материале произведений Р. Сенчина и Кр. Крахта)


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-181-190

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается проблема границы между художественным вымыслом и реальностью, которая в новейшей литературе подчеркнуто условна. На этом фоне постоянно усложняются взаимоотношения автора и героя. Писатель не только создает текст, но и становится частью собственной мифологии, внутри которой функционирует автопсихологический герой. Подобный подход отличает творчество Романа Сенчина и Кристиана Крахта – знаковых представителей новейшей прозы. Нас будут интересовать особенности образа автопсихологического героя; в этом плане сопоставляются ранее не изучавшиеся связи современной русской и немецкой прозы на уровне поэтики, авторского мировидения. На примере повести «Минус» (2001) и романа «Дождь в Париже» (2018) Р. Сенчина, а также романов «Faserland» (1995) и «Eurotrash» (2021) Кр. Крахта автопсихологический герой анализируется как своеобразный двойник автора.


Об авторе

М. В. Ларина
Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского
Россия

Мария В. Ларина, кандидат филологических наук

191023, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15



Список литературы

1. Агранович, Саморукова 2001 – Агранович С.З., Саморукова И.В. Двойничество. Самара: Самарский университет, 2001. 132 с.

2. Баткин 2001 – Баткин Л.М. Смех Панурга и философия культуры // Бахтин М.М. PRO ET CONTRA. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке рус. и мировой гуманитар. мысли: Антология. Т. 1. СПб., 2001. С. 398–412.

3. Гинзбург 2016 – Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. О литературном герое. СПб.: Азбука-Аттикус, 2016. 704 с.

4. Гнюсова 2008 – Гнюсова И.Ф. Автопсихологизм как особый тип романного повествования У.М. Теккерея и Л.Н. Толстого // Вестник Томского гос. ун-та. Филология. 2008. № 309. С. 7–11.

5. Ковтун 2022 – Образ героя современности в прозе рубежа XX–XXI веков: Монография / Кол. авт.; отв. ред. Н.В. Ковтун. М.: ФЛИНТА; Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2022. 260 с.

6. Ковтун 2023 – Ковтун Н. In vino veritas, или об особенностях винопития в Кызыле и Париже (версия Р. Сенчина) // Зборник Матице Српске за славистику 103. Нови Сад: Матица Српска. Одељење за књижевност и језик, 2023. С. 271–286.

7. Кудряшов 2006 – Кудряшов И. Что нужно знать, чтобы понимать Лакана // Литературный альманах «Ликбез». 2006. № 29. URL: http://www.lik-bez.ru/archive/zine_number496/zine_clever501/publication525 (дата обращения 10 марта 2024).

8. Лотман 2002 – Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры // История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. С. 56–62.

9. Панченко 1984 – Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л.: Наука, 1984. 205 с.

10. Фрейденберг 1997 – Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 445 c.

11. Schilling 2022 – Schilling E. ‘Authentische’ Autofiktion? Christian Krachts “Eurotrash” // Zeitschrift für Germanistik. 2022. Bd. 32. № 2. S. 278–289.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ларина М.В. Автопсихологизм героя в современной русской и немецкой прозе (на материале произведений Р. Сенчина и Кр. Крахта). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(10):181-190. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-181-190

For citation: Larina M.V. The autopsychologism of the hero in the modern Russian and German prose (on the material of the works of R. Senchin and Chr. Kracht). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(10):181-190. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-10-181-190

Просмотров: 39

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)