К.Д. Ушинский в Смольном институте: перестройка системы
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-4-46-54
Аннотация
В статье речь идет о перестройке образовательной системы закрытых женских институтов Российской империи, происходившей в начале 1860-х гг. В первой части статьи рассматривается предыстория реформы, дается характеристика учебной части институтов, начиная со Смольного института, основанного в 1764 г., вплоть до 1850-х гг., как динамично развивавшейся структуры. Во второй части рассматривается деятельность К.Д. Ушинского на посту инспектора классов Смольного института. Ушинским был разработан новый проект учебной программы, обоснованы подходы к распределению учебных предметов по классам в зависимости от возраста учащихся, причем в качестве главного предмета обучения определен родной язык. Согласно проекту, увеличивалось число уроков за счет сокращения их длительности, устанавливался семилетний срок обучения с годовым учебным курсом. Проект Ушинского, одобренный в 1860 г., послужил нормативным образцом для других женских институтов. Кроме того, предметом анализа стал конфликт внутри самого института, явившийся следствием решительных действий Ушинского, с одной стороны, и стремлением начальницы института и ее сторонников сохранить в неприкосновенности институтские традиции – с другой. В заключении сделан вывод о значимости проведенных Ушинским преобразований, о степени готовности Ведомства учреждений императрицы Марии к трансформации.
Для цитирования:
Пономарева В.В. К.Д. Ушинский в Смольном институте: перестройка системы. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(4):46-54. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-4-46-54
For citation:
Ponomareva V.V. K.D. Ushinskii at the Smolny Institute. Restructuring the system. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(4):46-54. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-4-46-54