Между истиной и нелепостью: фотографии животных в контексте таксидермических практик рубежа XIX–XX вв.


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-4-105-124

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматриваются параллели между фотографией и таксидермией и проблемы рецепции моментальной фотографии как способа получения и коммуникации научных знаний профессиональным сообществом таксидермистов на рубеже XIX–XX вв. Дискуссии вокруг использования фотографических изображений в качестве визуальной опоры для изготовления чучел позволяют пролить свет на конфликт между различными подходами к визуализации природы в период господства научной парадигмы объективности, описанной в основополагающей работе Лоррейн Дастон и Питера Галисона. Как показывает статья, в равной степени приверженные идеалу объективности таксидермисты могли приветствовать расширение знаний о механике движений животных, достигаемое благодаря фотографии, или сбрасывать полученную таким образом информацию со счетов как несущественную. В статье описываются позиции каждой из сторон и анализируются факторы, способствовавшие их формированию. Споры о применимости фотографии в целом и моментальной фотографии в частности в качестве образца для изготовления чучел иллюстрируют подвижность границ и напряженные отношения между наукой и искусством, инновацией и каноном, визуальным и материальным, репрезентацией феноменов и коммуникацией их сути для широкой аудитории.


Об авторе

Ксения О. Гусарова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ксения О. Гусарова, кандидат культурологии,

125047, Москва, Миусская пл., д. 6.



Список литературы

1. Барт 2011 – Барт Р. Camera lucida: Комментарий к фотографии / Пер. с фр. М. Рыклина. М.: Ad Marginem, 2011. 272 c.

2. Беньямин 2000 – Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Озарения. М.: Мартис, 2000. С. 122–152.

3. Вайнштейн 2017 – Вайнштейн О. Everybody lies: фотошоп, мода и тело // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2017. Вып. 43. С. 200–234.

4. Гавришина 2013 – Гавришина О.В. Мотив «современных руин» в американской фотографии 2000-х гг. // Вестник РГГУ. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». 2013. № 7 (108). С. 88–96.

5. Гавришина 2018 – Гавришина О.В. Фотография как руина // Шаги/Steps. 2018. Т. 4. № 3–4. С. 59–67.

6. Гусарова 2023 – Гусарова К. Птицы на шляпах: рождение отвращения // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2023. Вып. 67. С. 135–165.

7. Дастон, Галисон 2018 – Дастон Л., Галисон П. Объективность. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 584 с.

8. Крэри 2014 – Крэри Дж. Техники наблюдателя: Видение и современность в XIX в. М.: V-A-C press, 2014. 256 c.

9. Лонг 2011 – Лонг Дж. Питомцы на шее: живые и «совсем как живые» животные в моде 1880–1925 гг. // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2011. Вып. 21. С. 127–150.

10. Aloi 2018 – Aloi G. Speculative taxidermy. Natural history, animal surface, and art in the anthropocene. N.Y.: Columbia University Press, 2018. 315 p.

11. Bainbridge 2018 – Bainbridge D. Stripped bare. The art of animal anatomy. Princeton: Princeton University Press, 2018. 256 p.

12. Cowie 2021 – Cowie H. Victims of fashion, Animal commodities in Victorian Britain. Cambridge: Cambridge University Press, 2021. 290 p.

13. Daly 2015 – Daly N. The demographic imagination and the 19th-century city. Paris, London, New York. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 280 p.

14. Desmond 2016 – Desmond J.C. Displaying death and animating life. Human-animal relations in art, science, and everyday life. Chicago: The University of Chicago Press, 2016. 312 p.

15. Edwards 1996 – Edwards J.C. The value of old photographs of zoological collections // New worlds, new animals. From menagerie to zoological park in the 19th century / ed. by R.J. Hoage, W.A. Deiss. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1996. P. 141–150.

16. Gordon 2009 – Gordon R.B. Dances with Darwin, 1875–1910. Vernacular modernity in France. L.: Routledge, 2009. 311 p.

17. Green-Lewis 2017 – Green-Lewis J. Victorian photography, literature and the invention of modern memory. Already the past. L.: Bloomsbury, 2017. 173 p.

18. Harte 2009 – Harte T. Fast forward. The aesthetics and ideology of speed in Russian avant-garde culture, 1910–1930. Madison: The University of Wisconsin Press, 2009. 330 p.

19. Johnson 2018 – Johnson G.A. “In consequence of their whiteness”. Photographing marble sculpture from Talbot to today // Radical marble. Architectural innovation from Antiquity to the present / ed. by J.N. Napoli, W. Tronzo. L.: Routledge, 2018. P. 107–131.

20. Smith 2013 – Smith Sh.M. At the edge of sight. Photography and the unseen. Durham, NC: Duke University Press, 2013. 293 p.

21. Tucker 2013 – Tucker J. Nature exposed. Photography as eyewitness in Victorian science. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2013. 294 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гусарова К.О. Между истиной и нелепостью: фотографии животных в контексте таксидермических практик рубежа XIX–XX вв. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(4):105-124. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-4-105-124

For citation: Gusarova K.O. Between truth and absurdity? Turn-of-the-century taxidermists look at snapshots of animals RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(4):105-124. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-4-105-124

Просмотров: 27

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)