Между истиной и нелепостью: фотографии животных в контексте таксидермических практик рубежа XIX–XX вв.
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-4-105-124
Аннотация
В статье рассматриваются параллели между фотографией и таксидермией и проблемы рецепции моментальной фотографии как способа получения и коммуникации научных знаний профессиональным сообществом таксидермистов на рубеже XIX–XX вв. Дискуссии вокруг использования фотографических изображений в качестве визуальной опоры для изготовления чучел позволяют пролить свет на конфликт между различными подходами к визуализации природы в период господства научной парадигмы объективности, описанной в основополагающей работе Лоррейн Дастон и Питера Галисона. Как показывает статья, в равной степени приверженные идеалу объективности таксидермисты могли приветствовать расширение знаний о механике движений животных, достигаемое благодаря фотографии, или сбрасывать полученную таким образом информацию со счетов как несущественную. В статье описываются позиции каждой из сторон и анализируются факторы, способствовавшие их формированию. Споры о применимости фотографии в целом и моментальной фотографии в частности в качестве образца для изготовления чучел иллюстрируют подвижность границ и напряженные отношения между наукой и искусством, инновацией и каноном, визуальным и материальным, репрезентацией феноменов и коммуникацией их сути для широкой аудитории.
Ключ. слова
Об авторе
Ксения О. ГусароваРоссия
Ксения О. Гусарова, кандидат культурологии,
125047, Москва, Миусская пл., д. 6.
Список литературы
1. Барт 2011 – Барт Р. Camera lucida: Комментарий к фотографии / Пер. с фр. М. Рыклина. М.: Ad Marginem, 2011. 272 c.
2. Беньямин 2000 – Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Озарения. М.: Мартис, 2000. С. 122–152.
3. Вайнштейн 2017 – Вайнштейн О. Everybody lies: фотошоп, мода и тело // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2017. Вып. 43. С. 200–234.
4. Гавришина 2013 – Гавришина О.В. Мотив «современных руин» в американской фотографии 2000-х гг. // Вестник РГГУ. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». 2013. № 7 (108). С. 88–96.
5. Гавришина 2018 – Гавришина О.В. Фотография как руина // Шаги/Steps. 2018. Т. 4. № 3–4. С. 59–67.
6. Гусарова 2023 – Гусарова К. Птицы на шляпах: рождение отвращения // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2023. Вып. 67. С. 135–165.
7. Дастон, Галисон 2018 – Дастон Л., Галисон П. Объективность. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 584 с.
8. Крэри 2014 – Крэри Дж. Техники наблюдателя: Видение и современность в XIX в. М.: V-A-C press, 2014. 256 c.
9. Лонг 2011 – Лонг Дж. Питомцы на шее: живые и «совсем как живые» животные в моде 1880–1925 гг. // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2011. Вып. 21. С. 127–150.
10. Aloi 2018 – Aloi G. Speculative taxidermy. Natural history, animal surface, and art in the anthropocene. N.Y.: Columbia University Press, 2018. 315 p.
11. Bainbridge 2018 – Bainbridge D. Stripped bare. The art of animal anatomy. Princeton: Princeton University Press, 2018. 256 p.
12. Cowie 2021 – Cowie H. Victims of fashion, Animal commodities in Victorian Britain. Cambridge: Cambridge University Press, 2021. 290 p.
13. Daly 2015 – Daly N. The demographic imagination and the 19th-century city. Paris, London, New York. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 280 p.
14. Desmond 2016 – Desmond J.C. Displaying death and animating life. Human-animal relations in art, science, and everyday life. Chicago: The University of Chicago Press, 2016. 312 p.
15. Edwards 1996 – Edwards J.C. The value of old photographs of zoological collections // New worlds, new animals. From menagerie to zoological park in the 19th century / ed. by R.J. Hoage, W.A. Deiss. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1996. P. 141–150.
16. Gordon 2009 – Gordon R.B. Dances with Darwin, 1875–1910. Vernacular modernity in France. L.: Routledge, 2009. 311 p.
17. Green-Lewis 2017 – Green-Lewis J. Victorian photography, literature and the invention of modern memory. Already the past. L.: Bloomsbury, 2017. 173 p.
18. Harte 2009 – Harte T. Fast forward. The aesthetics and ideology of speed in Russian avant-garde culture, 1910–1930. Madison: The University of Wisconsin Press, 2009. 330 p.
19. Johnson 2018 – Johnson G.A. “In consequence of their whiteness”. Photographing marble sculpture from Talbot to today // Radical marble. Architectural innovation from Antiquity to the present / ed. by J.N. Napoli, W. Tronzo. L.: Routledge, 2018. P. 107–131.
20. Smith 2013 – Smith Sh.M. At the edge of sight. Photography and the unseen. Durham, NC: Duke University Press, 2013. 293 p.
21. Tucker 2013 – Tucker J. Nature exposed. Photography as eyewitness in Victorian science. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2013. 294 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гусарова К.О. Между истиной и нелепостью: фотографии животных в контексте таксидермических практик рубежа XIX–XX вв. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(4):105-124. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-4-105-124
For citation: Gusarova K.O. Between truth and absurdity? Turn-of-the-century taxidermists look at snapshots of animals RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(4):105-124. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-4-105-124
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.