Речевой портрет американского политика как modus operandi отправления убеждающей коммуникации
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-3-137-143
Аннотация
В работе рассматриваются речевые портреты американских политических деятелей в профильном прикладном аспекте устного перевода англоязычного политического дискурса. Материалом исследования послужили взятые в сравнительном аспекте речевые портреты Дональда Трампа и Джозефа Байдена, отражающие способы убеждения избирателей, использовавшиеся в отправляемых ими политических речах в промежуток с 2020 по 2021 г. Об актуальности исследования свидетельствует информативность и речевое разнообразие политического дискурса США за указанный период, представляющийся достаточно устоявшимся для возможного проведения ретроспективных исследований и в то же время логически предваряющий актуальную общественно-политическую обстановку в Соединенных Штатах как государстве, обладающем значительным влиянием на глобальной политической арене. Характеристики этого временного периода обусловливают потребность в исследовании речевых портретов американских политиков, отражающих используемые ими в ходе отправления адресных персуазивных сообщений способы убеждения в прикладном аспекте устного политического перевода. В ходе исследования через призму речевых портретов Дональда Трампа и Джозефа Байдена рассматривается эмоциональная и театрализованная природа дискурса американской политики, анализируются применяемые ораторами тактики и способы адресного персуазивного воздействия на адресатов сообщений, а также перлокутивный эффект, возникающий в результате совместной имплементации категорий персуазивности и экспрессивности в ходе их употребления в дискурсе политических обращений. Работа опирается на положения классификации речевых стратегий, предложенные в 2005 г. О.Н. Паршиной [Паршина 2005, с. 48]. Исследование показало, что взаимное наслоение персуазивности как фактора убеждения и экспрессивности как фактора воздействия на эмоциональный настрой слушателя политической речи помогает достичь перлокутивного эффекта, сохраняя при этом независимость данных языковых категорий.
Об авторе
Д. Ю. ЛанскихРоссия
Ланских Данил Ю. – аспирант.
620000, Екатеринбург, пр. Ленина, д. 51
Список литературы
1. Гончарова 2001 – Гончарова Е.А. Персуазивность и способы ее языковой реализации в дискурсе рекламы // Studia Linguistica: Проблемы теории европейских языков. СПб., 2001. Вып. 10. С. 120–130.
2. Паршина 2005 – Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Саратов, 2005. 48 с.
3. Чудинов 2012 – Чудинов А.П. Дискурсивные характеристики политической коммуникации // Политическая лингвистика. 2012. № 2 (40). С. 53–59.
4. Шаховский 1978 – Шаховский В.И. Проблема разграничения экспрессивности и эмотивности как семантической категории лингвостилистики // Проблемы семасиологии и лингвостилистики. Рязань, 1975. Вып. 2. С. 3–25.
5. Шаховский 1987 – Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 190 с.
6. Humă, Stokoe 2023 – Humă B., Stokoe E. Resistance in business-to-business “Cold” sales calls // Journal of Language and Social Psychology. 2023. Vol. 42. No. 5–6. P. 630–652.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Ланских Д.Ю. Речевой портрет американского политика как modus operandi отправления убеждающей коммуникации. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(3):137-143. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-3-137-143
For citation: Lanskikh D.Y. The speech portrait of an American politician as a modus operandi for persuasive communication. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(3):137-143. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-3-137-143
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.