Народ ромеев («греков») в оригинальной древнерусской литературе XI–XII вв.
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-5-14-32
Аннотация
В статье практически впервые в историографии анализируются известия о народе ромеев, обозначаемых как «греки», в оригинальной («непереводной») древнерусской литературе XI–XII вв. Народ греков представлен у древнерусских авторов как носитель высокой культуры, владеющий исключительными духовными (прежде всего истинная православная вера и неповторимая по красоте обрядность) и материальными ценностями. Типичный грек описывается как обладатель уникальных знаний, умений и технологий (философии, риторики, виноделия, лечения, иконописи и др.). Греки выступают как учителя «нового христианского» народа русь. Одновременно греки отличаются тем, что зачастую используют свои навыки во зло: философию и риторику – для обмана и манипулирования, вино – для отравления и т. д. Это провоцирует у руси недоверие к ним и их технологиям. Амбивалентность древнерусского этнического стереотипа грека отражает двойственность взаимоотношений руси и ромеев, которые, с одной стороны, являлись единоверцами и часто оказывались союзниками, а с другой – не менее часто были военными противниками и конкурентами в разных областях.
Ключевые слова
Об авторе
А. С. ЩавелевРоссия
Алексей С. Щавелев, доктор исторических наук
119334, Москва, Ленинский пр-кт, д. 32а
Список литературы
1. Барабанов 2016 – Барабанов Н.Д. Вино в Византии: Религиозные аспекты восприятия и потребления // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ. Империя и полис: Материалы научной конференции. Севастополь: Изд. ГИАМЗ «Херсонес Таврический», 2016. С. 21–24.
2. Ведюшкина 2001 – Ведюшкина И.В. «Римляне», «Ромеи» и «Греки» в древнерусском переводе «Хроники» Георгия Амартола // Норна у источника судьбы: Сб. статей в честь Е.А. Мельниковой. М.: Индрик, 2001. С. 36–43.
3. Гранстрем 1970 – Гранстрем Е.Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом»? // Труды отдела древнерусской литературы «Пушкинского дома». М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1970. Т. 25. C. 20–28.
4. Живов 2002 – Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в древней Руси // Живов В.М. Разыскания в области истории предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 73–115.
5. Иванов 2020 – Иванов С.А. Антоний Новгородец и его экскурсовод в Константинополе // Византий и Византия: провинциализм столицы и столичность провинции. СПб.: Алетейя, 2020. С. 203–235.
6. Конявская 2011 – Конявская Е.Л. Византийская живопись и живописцы в «Паломнике» Антония Новгородца // Литература древней Руси: К 100-летию со дня рождения профессора Н.И. Прокофьева. М.: Прометей, 2011. С. 45–58.
7. Конявская 2010 – Конявская Е.Л. Греческая тема в Киево-Печерском патерике // Проблемы филологии: язык и литература. 2010. № 2. С. 85–92.
8. Литвина, Успенский 2010 – Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Траектории традиции: Главы из истории династии и церкви на Руси конца XI – начала XIII в. М.: Языки славянской культуры, 2010. 208 с.
9. Ранчин 2007 – Ранчин А.М. Вертоград Златословный: Древнерусская книжность в интерпретациях, разборах и комментариях. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 575 с.
10. Успенский 1996 – Успенский Б.А. Вопрос о сирийском языке в славянской письменности: почему дьявол может говорить по-сирийски? // Успенский Б.А. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1996. Т. 2: Язык и культура. С. 59–64.
11. Успенский 2017 – Успенский Б.А. Митрополит Климент Смолятич и его послания // Slověne. 2017. № 1. С. 171–218.
12. Щавелев 2011 – Щавелев А.С. К социокультурному контексту интеллектуальных занятий в Древней Руси // Висы дружбы: Сб. статей в честь Т.Н. Джаксон / под ред. Н.Ю. Гвоздецкой, И.Г. Коноваловой, Е.А. Мельниковой, А.В. Подосинова. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2011. С. 483–490.
13. Franklin 1983 – Franklin S. The Empire of Rhomaioi as viewed from Kievan Russia: Aspects of Byzantine-Russian cultural relations // Byzantion. 1983. Vol. 53. No. 2. P. 507–537.
14. Garland, Rapp 2006 – Garland L., Rapp S. Mary “of Alania”: Woman & empress between two worlds // Byzantine women: Varieties of experience, 800–1200 / ed by L. Garland. L.; N.Y.: Routledge, 2006. P. 91–124.
15. Kaldellis 2019 – Kaldellis A. Romanland: Ethnicity and Empire in Byzantium. Cambridge Massachusetts; L.: Harvard University Press, 2019. 373 p.
16. Thomson 2000 – Thomson F.J. Communications orales et écrites entre Grecs et Russes (IXe – XIIIe siècles): Russes à Byzance, Grecs en Russie: connaissance et méconnaissance de la langue de l’autre // Voyages et voyageurs à Byzance et en Occident du VIe au XIe sièсle. Genève: Université de Liège. 2000. P. 113–163.
Рецензия
Для цитирования:
Щавелев А.С. Народ ромеев («греков») в оригинальной древнерусской литературе XI–XII вв. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(5):14-32. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-5-14-32
For citation:
Shchavelev A.S. The Romaioi people (i. e. “Greeks”) in the original Old Rus’ literature of the 11th – 12th centuries. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(5):14-32. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-5-14-32