Как убить шамана, или Зачем женщине штаны?

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена широко распространенному мотиву осквернения, лишения магической силы, а в некоторых сюжетах и жизни шамана путем совершения определенных обрядовых действий с использованием женских штанов. Представление о ритуальной нечистоте женщины, в особенности во время менструаций или в послеродовой период, послужило основой для наделения этого вида одежды путем метонимического переноса статусом «нечистоты» и «гибельности» для шаманов. В статье приводится интересный сравнительный материал, позволяющий показать, как данный мотив реализуется в разных этногеографических традициях и какие фольклорные элементы его оформляют.

Об авторе

Александра Сергеевна Архипова
Российский государственный гуманитарный университет; Московская высшая школа социальных и экономических наук; Российская академия народного хозяйства и государственной службы
Россия


Список литературы

1. Санжеев Г.Д. Дархаты: Этнографический отчет о поездке в Монголию 1927 года // Материалы комиссии по исследованию Монгольской и Тувинской народных республик и Бурят-Монгольской АССР. Вып. 10. Л. : Издательство Академии наук СССР, 1930.

2. Dioszegi V. Ethnogenic aspects of Darkhat Shamanism // Shamanism. Selected writing of Vilmos Dioszegi / Ed. by M. Hoppal. Budapest, 1998. P. 103-105.

3. Березницкий С.В. Мифология и верования орочей // Фольклор народов Маньчжурии: В 2 вып. Вып. 2. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. С. 112.

4. Пространство колдовства / Сост., автор пред. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М., 2010. С. 78-79.

5. Симченко Ю.Б. Традиционные верования нганасан. М.: Координационнометодический центр прикладной этнографии Институт этнологии и антропологии РАН, 1996. Ч. 1. С. 81-101.

6. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. М.: Восточная литература, 1984. С. 174, 212 (таблица), 187-190.

7. «Как Гэсэра превратили в осла» / Пер. А. Цендиной // Декоративное искусство. 1995. № 1-2. С. 50.

8. Абай Гэсэр-хубун. Эпопея (Эхирит-булагатский вариант) / Подгот. текста, пер., примеч. М.П. Хомонова. Ч. 1. Улан-Удэ, 1961. С. 133, 226.

9. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят: В 2 т. Т. 1: Булагаты и эхириты. Улан-Удэ, 1970. С. 35.

10. Богораз В.Г. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии // Этнографическое обозрение. 1910. Кн. 84-85. С. 10.

11. Вениаминов Ин. Записки об островах Уналашкинского отдела и об атхинских алеутах и К. Кн. III // Творения Иннокентия, митрополита Московского: В 3 т. СПб., 1888. С. 596.

12. Дыренкова Н.П. Получение шаманского дара по воззрениям турецких племен // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1930. Т. 9. С. 277.

13. Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Широкогоров С.М. Избранные работы и материалы. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2001. Кн. 1.

14. Heyne G.F. The Social Significance of the Shaman among the Chinese Reindeer-Evenki // Asian Folklore Studies. 1999. Vol. 58. P. 383, 391.

15. Park W. Paviotso Shamanism // American Anthropologist. 1934. Vol. 36. № 1. P. 111.

16. Хараев А.А. Очерки обычного права укырских бурят // Бурятоведческий сбор ник. Бурят-Монгольская Секция Восточно-Сибирского Отдела Государственного Русского Географического Общества и Кабинет Монгольского языка и культуры Иргосуна. Иркутск: Типография издательства «Власть труда», 1930. Вып. 6. С. 41.

17. Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству у телеутов // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1949. Т. 10. С. 111.

18. Дыренкова Н.П. Получение шаманского дара по воззрениям турецких племён // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1930. Т. 9. С. 277.

19. Михайлов В.А. Религиозная мифология. Улан-Удэ: Соел, 1996. С. 25.

20. Püschel E. Menstruation und ihre Tabus: Ethnologie und kulturelle Bedeutung. Bonn: Schattauer, 1988.

21. Knight C. Blood relations: menstruation and the origins of culture. Yale: Yale University Press, 1991.

22. Blood magic: the anthropology of menstruation / Ed. by T. Buckley, A. Gottlieb. Berkeley: University of California Press, 1988.

23. Porter R. Sexual knowledge, sexual science: the history of attitudes to sexuality. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

24. Ohnuki-Tierney E. Ainu Illness and Healing: A Symbolic Interpretation // American Ethnologist. 1980. Vol. 7. № 1 (Feb.). P. 144.

25. Boas F. Current Beliefs of the Kwakiutl Indians // The Journal of American Folklore. 1932. Vol. 45. № 176 (Apr.-Jun.). C. 177-260.

26. Lantis M. The Social Culture of the Nunivak Eskimo // Transactions of the American Philosophical Society. New Series. 1946. Vol. 35. № 3 (Mar.).

27. Buckley T. Menstruation and the Power of Yurok Women // Blood Magic: The Anthropology of Menstruation / Ed. by T. Buckley, A. Gottlieb. Berkley; Los Angeles; L.: University of California Press, 1988.

28. Мифы, предания, сказки кетов / Сост., комм. Е.А. Алексеенко. М.: Восточная литература, 2001.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Архипова А.С. Как убить шамана, или Зачем женщине штаны? Вестник РГГУ Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016;(12):49-64.

For citation: Arkhipova A. How to kill a shaman, or Why women need trousers? RSUH/RGGU BULLETIN. Series: History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies. 2016;(12):49-64. (In Russ.)

Просмотров: 40

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)